На календаре уже вторая неделя осени, а гривна курсом не только не уступает иностранным валютам, но и укрепляется. Таким нестандартным поведением национальная валюта заставляет задуматься над новыми финансовыми стратегиями. Поскольку в соответствии с традиционными трендами, летом гривна укрепляется, а осенью и зимой ‒ девальвирует.
Однако в этом году сразу несколько существенных факторов добавили уверенности национальной валюте и заставили изменить многолетний тренд. Кроме внешних и внутренних факторов, на курс может повлиять новое по своему содержанию обстоятельство ‒ очередное усиление карантинных ограничений и введение локдауна.
Возникает вопрос: надолго ли сохранится тренд на укрепление гривны? Чего ожидать в ближайшие месяцы, и каким будет курс гривны уже в конце осени 2021-го года?
Нацбанк, МВФ, урожай и карантин
Один из основных внешних факторов, которые позволили гривне чувствовать себя уверенно даже в осенний период – Украина получила на свой счет от МВФ около 2,7 млрд долларов в рамках распределения 650 миллиардов долларов между странами-членами ‒ эти средства Фонд выделил для помощи в восстановлении мировой экономики вследствие пандемии.
Эти деньги не являются кредитными, но Украина может использовать их для возврата прошлых заимствований. Поэтому помощь от МВФ позволила укрепить золотовалютные накопления НБУ до рекордных 31,6 млрд долларов. Кроме того, уже в этом месяце ожидается еще одна миссия МВФ в Украину, в рамках которой рассмотрят условия получения следующей части транша кредита.
Дополнительно укрепиться гривне удалось и за счет повышения Нацбанком учетной ставки до 8,5% ‒ уже в четвертый раз за последние полгода. Увеличение учетной ставки еще больше привлекло нерезидентов, которые вкладываются в украинские государственные облигации. А вот для внутренней экономики в целом данный фактор будет влиять на подорожание процентов по кредитам.
Еще два фактора, которые будут влиять на укрепление гривны ‒ продажа аграриями продукции и слухи о введении очередного локдауна. Первый фактор может положительно сыграть в плюс курсу нацвалюты высокими ценами на аграрную продукцию.
Второй фактор относительно позитивный: с одной стороны, карантин уменьшит спрос на иностранную валюту, потому что бизнес менее активно будет закупать импортную продукцию. Курс гривны от этого выиграет только в краткосрочной перспективе, поскольку темпы экономики снизятся, и не исключено, что в будущем придется расплачиваться более «слабой» национальной валютой.
Возможен ли резкий разворот?
И хотя объективно поводов для оптимизма по поводу укрепления гривны сейчас больше, чем для ее ослабления, впрочем, эксперты отмечают ‒ ситуация может существенно измениться уже во второй половине октября.
Из-за снижения цен на экспорт сырья на мировых рынках и увеличения цены на энергоресурсы внутри Украины ‒ девальвации гривны не избежать. Так, например, цена на железную руду в мире снизилась с более чем 200 долларов до 140 долларов ‒ поэтому экспорт горно-металлургической продукции из Украины будет снижаться.
Опять же, уменьшение спроса среди нерезидентов к украинскиим ОВГЗ, который наблюдается уже несколько недель подряд, со временем также может вызвать давление на национальную валюту. Пока резервов хватает, но в случае любой социально-экономической или политической нестабильности ‒ иностранные вкладчики могут начать продавать ОВГЗ и выводить свои сбережения из Украины именно в иностранной валюте.
На самом деле, не менее опасным фактором остается и политический ‒ пока ситуация стабильная, существует риск реализации популистских обещаний. И даже если у власти хватит ресурсов без существенных потерь для курса гривны реализовать задуманные проекты, в сугубо монетарном измерении существует соблазн «ослабить» курс гривны в преддверии окончания года и необходимости увеличения расчетов с бюджетом.
Но несмотря на вызовы и риски, на сегодняшний день мало кто из экспертов прогнозирует увеличение курса гривны до отметки в 28 гривен за доллар к концу текущего года. Вероятно, действительно шокировать украинцев резким падением национальной валюты на данный момент способны только слишком непредсказуемы факторы ‒ так называемые «черные лебеди».
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»