В пятницу, 16 июля, Верховная рада проголосовала за назначение народного депутата от «Слуги народа» Дениса Монастырского министром внутренних дел. Господин Монастырский сменит на этой должности Арсена Авакова, подавшего в отставку 13 июля. Арсен Аваков установил своеобразный рекорд, пробыв министром более семи лет. Какой может быть его дальнейшая судьба?
Арсен Аваков был назначен министром внутренних дел 27 февраля 2014 года, в грозные дни начала захвата Крыма и российской агрессии на территорию Украины. Отметим два момента, которые Аваков может записать себе в плюс и которые важны для нашего повествования. Это воссоздание Национальной гвардии, в этом процессе Арсен Аваков, как министр внутренних дел, сыграл очень важную роль (Нацгвардия и подчиненные МВД добробаты внесли существенный вклад в оборону страны от российских интервентов). Кроме того, во многом благодаря Арсену Авакову, был подавлен сепаратистский мятеж в Харькове, 8 апреля 2014 года.
Арсен Аваков, сохранявший свою должность на протяжении 7 лет, несмотря на смены президентов и премьер-министров, безусловно, является политическим тяжеловесом. Но всему приходит конец. Эпоха Авакова закончилась на этой неделе: во вторник 13 июля министр подал в отставку, 15 июля Верховная рада эту отставку приняла, а 16 июля парламент проголосовал за назначение новым министром внутренних дел народного депутата «Слуги народа» Дениса Монастырского.
На личности господина Монастырского останавливаться пока не будем. Сосредоточимся на возможных причинах увольнения Арсена Авакова и на его вероятном политическом будущем. По словам заместителя министра внутренних дел Антона Геращенко, уйти в отставку Арсену Авакову предложил президент Владимир Зеленский. Решение, по словам Геращенко, было «взвешенным», более того, «в узком кругу» якобы достаточно давно знали, что оно будет принято. Как отметил Геращенко, сейчас Аваков пойдет в отпуск, а затем «дальше будет помогать президенту в том, чтобы беречь Украину и усиливать ее на всех направлениях».
А теперь вернемся к роли Авакова в ликвидации сепаратистского мятежа в Харькове. В ночь на 8 апреля 2014 года пророссийские элементы попытались взять под контроль Харьковскую областную госадминистрацию (к слову, с 2005 по 2010 год Арсен Аваков возглавлял Харьковскую ОГА), провозгласив так называемую «Харьковскую народную республику». Фейковая «ХНР» продержалась несколько часов, после чего винницкий милицейский спецназ ликвидировал опасный мятеж. Как позже объяснял сам Аваков, штурм ОГА длился 17 минут и существенно отрезвил россиян. «В Харькове нашлись представители элиты, которые взяли на себя ответственность освободить город от нечисти», – отмечал теперь уже экс-глава МВД.
Главным представителем этой элиты был покойный мэр Харькова Геннадий Кернес. Как уже писало «Слово и дело», Кернес был против выхода Харькова из состава Украины. В значительной степени это и развязало руки силовикам.
Геннадий Кернес скончался 17 декабря 2020 года в берлинской клинике «Шарите», так и не сумев победить осложнения, связанные с коронавирусом. После смерти Кернеса, в Харькове не осталось кандидатов в мэры, чей авторитет, мог бы остановить «пробуждение русской весны». А такое пробуждение вполне вероятно, поскольку в Москве не отказались от агрессивных планов в отношении Украины, а Харьков не утратил своего стратегического значения. Это по-прежнему близкий к российской границе промышленный центр с важнейшими для Украины предприятиями ОПК. Центральная власть в Киеве слишком слаба для того, чтобы удерживать свое влияние на периферии. Для этого нужны надежные люди.
С высвобождением Авакова такие люди могут появиться. Став мэром Харькова, Аваков мог бы заполнить опасный пробел, возникший после смерти Кернеса. Конечно, если договоренность с президентом об отставке действительно была запланированной и полюбовной.
Денис Попович, специально для «Слово и дело»
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»