После отмены льготного тарифа на электроэнергию, в январе 2020 года, правительство уравняло в оплате всех потребителей. С того времени и по сей день стоимость электроэнергии рассчитывается по единой цене ‒ 1,68 гривны за кВт/ч. Однако в июле этого года чиновники прогнозируют довольно существенное повышение цены. «Слово и дело» вместе с экспертами разобралось, насколько оправданы действующие тарифы и каковы перспективы подорожания на 2022 год.
Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич отмечает, что тарифы должны учитывать интересы не только потребителя, но и производителя, и государства в целом.
«Если государство через НКРЭКУ решило установить тариф 1,68 грн, то, значит, он оправдан и в этом есть логика. Уже другой вопрос, что эти тарифы не покрывают полностью все затраты на производство и поставку электроэнергии до ее конечного потребителя. И это тоже правда», ‒ отметил эксперт.
В то же время, Марунич не утверждает, что повышение тарифов является необходимым. По его словам, государство может выбрать среди нескольких подходов. Первый: продолжать субсидирование поставок электроэнергии для населения. Такое происходит во многих странах, это не уникальная история, когда принимают во внимание определенный источник субсидирования и покрывают разницу между затратами на производство и конечным тарифом. Также существует сценарий, при котором правительство может отказаться субсидировать ‒ такие примеры тоже есть. В таком случае потребителей обязывают самостоятельно оплачивать разницу.
«Я не могу сказать, что тарифы обязательно надо повышать. Просто Украина оказалась в той ситуации, когда источников компенсации этой разницы нет. И сейчас мы имеем резкий рост долгов перед отдельными производителями электроэнергии, что ухудшает ситуацию на рынке», ‒ отметил Марунич.
Директор Института энергетических исследований не берется прогнозировать, какими могут быть тарифы с 1 июля, хотя утверждает, что повышение является абсолютно очевидным. Вопрос только в том, как быстро и насколько эти тарифы будут увеличиваться.
«Если разница будет увеличиваться и государство никоим образом не будет на это влиять, то тарифы будут расти и дальше. В законе об электроэнергии написано, что тарифы должны формироваться на биржевой основе, то есть могут колебаться от повышения и к уменьшению. Однако нынешние предпосылки диктуют только повышение», ‒ отметил Марунич.
Координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ ГС «Опора» Татьяна Бойко отметила, что повышение тарифов ‒ это политическое решение, которое будет принимать правительство.
«Варианты могут быть разные. Если говорить об экономике, то сейчас в тарифах 1,68 грн за кВт/ч сама стоимость электроэнергии составляет всего несколько копеек. Поэтому рыночная конечная цена (с передачей и распределением) должна колебаться от 2 до 4 грн в зависимости от региона (цена колеблется за счет длины сетей, в основном). Очевидно, что это ‒ много. Поэтому, возможно, правительство примет какое-то промежуточное решение, например установит для всех цену на уровне 2 грн. Почему? Потому что в сегодняшних тарифах почти не учтена стоимость производства, кроме того, растут затраты на передачу», ‒ отметила експерт.
Независимый энергетический эксперт Валентин Землянский, в свою очередь, считает, что правительство откладывает повышение тарифов, но этого не избежать. Причиной называет новый рынок электроэнергии, который запустили в 2019 году.
«Эту модель подавали как некую новинку, которая декларирует работу по европейским правилам, но наш рынок не был к ней готов. Новая модель начала генерировать долги крупных игроков на рынке. Причина ‒ прежде всего упрощение экономики, потому что не было возможности реализовать схему перекрестного субсидирования, а также роль зеленой генерации. Тариф для нее закреплен законодательно и не подпадает под рыночные колебания. То есть государство обязано компенсировать эти тарифы, для этого создали гарантированного покупателя, который с одной стороны поставляет электроэнергию для населения по более низкой цене, а с другой ‒ покупает энергетику зеленой генерации», ‒ подчеркнул Землянский.
Напомним, аналитики «Слово и дело» ранее изучили, как в течение года изменилась задолженность украинцев за коммуналку.
«Даже при минимальном увеличении тарифов, когда отменили льготные 100 кВт/ч, в феврале или марте мы уже видели рост долгов втрое. Также в долги начали входить государственные компании, такие как «Энергоатом» и «Укрэнерго». Так получается, потому что они производят больше электроэнергии, чем зеленая генерация, но денег получают меньше. Такой дисбаланс формирует ситуацию, где единственным выходом в действующей модели является рост тарифов для населения», ‒ говорит эксперт.
Валентин Землянский отмечает, что по расчетам, стоимость распределения электроэнергии составляет около 1,65 грн, а население платит за электроэнергию 3 копейки ‒ отсюда и взялась идея роста тарифов.
«Правительство сейчас находится в ситуации цугцванга, когда любое решение ухудшает ситуацию. Повышение тарифов ухудшает социально-экономическое положение населения, но без этого государство и рынок не получат тех денег, на которые рассчитывало. Сохранять статус-кво, ничего не меняя, значит допустить рост убытков госкомпаний и долгов перед зеленой генерацией, так Украина рискует оказаться в международных арбитражах», ‒ рассказывает эксперт.
Землянский признает, что у него нет ответа на вопрос, как разрешить ситуацию ‒ очевидно, что нужно менять модель, но как именно, сказать трудно.
«В 2015 году под соусом повышения тарифов нам обещали, что уже в 2017 году в Украине заработает новая модель рынка. Тогда подорожание было поэтапным, цены росли, но в 2017 году чуда не произошло. Рынка нет. Тогда только приняли закон о рынке электроэнергии, но с пролонгацией на два года, то есть взяли время для адаптации. А между тем ситуация в экономике изменилась, поэтому сформировавшиеся тарифы потеряли актуальность», ‒ отметил специалист.
Как в течение последних лет менялись тарифы на электроэнергию и какие предложения по тарифам НКРЭКУ имеет сейчас, можно увидеть в инфографике «Слово и дело».
Эксперт подытоживает, что ключевой вопрос ‒ уровень доходов населения. Мол, проблема в том, что за последние семь лет в Украине не растет уровень общего благосостояния населения. И хотя власти утверждают, что мы вышли на уровень зарплат 2013 года в долларовом эквиваленте (даже чуть больше ‒ $400), скорость роста тарифов, по мнению Землянского, никоим образом не сопоставима с ростом доходов населения.
«Пока государство не поднимет вопрос улучшения благосостояния населения, я боюсь, что ситуация будет только ухудшаться», ‒ резюмировал эксперт.
Напомним, «Слово и дело» писало, какими были доходы и расходы украинцев в 2020 году.
На инфографике можно увидеть, какими были среднемесячные расходы населения.
София Телишевская, специально для «Слово и дело».
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»