Родительские группы и форумы в соцсетях и мессенджерах могут лишится основных тем для бурного обсуждения. С 1 января 2021 года в Украине вступил в силу новый Санитарный регламент для учреждений общего среднего образования, который дает четкие ответы на «вечные» вопросы: можно ли заставлять школьников мыть пол в классе, каким требованиям должна соответствовать еда, что продается в школьных столовых, буфетах и в торговых аппаратах, какими должны быть парты, сколько раз проветривать класс, какой должна быть учебная нагрузка на детей. «Слово и дело» посмотрело, какие нормы Санитарного регламента упрощают жизнь родителей, а какие пока невозможно реализовать в большинстве школ.
Для чего ввели Санитарный регламент и что это такое
Мир меняется и поэтому периодически нужно обновлять устаревшие нормы законодательства. Санитарный регламент для учреждений общего среднего образования приняли еще в сентябре прошлого года.
Регламент вступил в силу с 1 января 2021 года вместо Государственных санитарных правил и норм (ГСанПиН 5.5.2.008-01), которые применяли с 2001 года и некоторые их положения стали неактуальными.
Этот Санитарный регламент определяет медицинские требования безопасности (правила и нормы) в учреждениях общего среднего образования всех форм собственности.
Документ разработало Министерство здравоохранения, а контроль за его внедрением осуществляет главный государственный санитарный врач Украины.
После ремонта или установки новой мебели надо проверить чистоту воздуха в классах
Не только перед началом учебного года, но и после любого ремонта администрация школы должна позаботиться о проведении лабораторного контроля показателей микроклимата (не менее 6 измерений) и концентрации CO2, CO, который проводится не реже двух раз в год.
После ремонтных или строительных работ, установления новой мебели перед началом учебного процесса проводятся лабораторные измерения концентраций формальдегида и других химических веществ (в зависимости от использованных строительных, отделочных материалов, мебели).
Концентрация в воздухе CO2 не должна превышать ‒ 0,01 мг / м3, CO ‒ не более 5,0 мг / м3, формальдегида ‒ не более 0,01 мг / м3.
Не допускаются любые виды ремонтных работ в присутствии учеников. Срок их проведения устанавливается с учетом времени на удаление окончательного количества токсичных веществ, входящих в состав строительных и (или) отделочных материалов.
Каким должен быть кабинет информатики
В школах запретили использовать старые мониторы на телевизионных электронно-лучевых трубках. Запрещается одновременная работа за одним компьютером двух и более учеников независимо от их возраста.
В учебных заведениях разрешается проводное и беспроводное подключение к сети Интернет. При использовании беспроводного подключения к сети Интернет Wi-Fi-роутеры должны размещаться на высоте не менее 2 метров от пола. Приборы надо выключать во внеучебное время.
Требования к партам, расположению мебели, продолжительности перемен
Если родители не могут договориться, как в классе должны располагаться парты, то в Регламенте четко указаны расстояния между ними, стульями и стенами. Так, наибольшее расстояние последнего места от классной доски должно составлять 9 м.
Учеников должны пересаживать за различные парты и на другие ряды не менее двух раз в год. Это делается для профилактики нарушений осанки детей. При этом следует соблюдать требования к расположению мебели, а также учитывать рост и остроту зрения и слуха у каждого отдельного ученика.
Школьники с патологией органа зрения (корректированной и/или некоректированной) должны сидеть за первыми партами в первом ряду (от светонесущей стены).
Дети со сниженным слухом размещаются за первыми и вторыми рабочими столами. Ученики, которые часто болеют простудными заболеваниями, ревматизмом, ангинами размещаются в третьем ряду (у внутренней стены).
Что делать, если первых парт не хватает на всех детей, которые имеют преференции, не сказано. Судя по всему, высокие ученики без нарушений здоровья вообще не смогут сидеть ближе к учителю.
Продолжительность перемен между учебными занятиями для учеников 1 - 4-х классов рекомендуется не менее 15 минут, 5 - 12 классов - не менее 10 минут, большой перемены - 30 минут (для приема пищи).
Вместо одной большой перемены можно устраивать два перерыва по 20 минут, после второго и третьего уроков – для учащихся 1 - 4-х классов, после третьего и четвертого – для учащихся 5 - 12 классов.
В середине сдвоенного учебного занятия необходимо организовать перерыв продолжительностью 10 минут для активного отдыха.
Школьники не будут мыть пол, но должны убирать за собой мусор
Сколько копий было сломано вокруг вопроса: мыть или не мыть пол в классе ученикам. Споры родителей ведутся ожесточенные и не предусматривают каких-либо компромиссов. Что-то подобное было со школьной формой, строгие требования к которой до сих пор выдвигают в некоторых заведениях. Скорее всего, и вопрос уборки классов не утихнет так просто, несмотря на то, что с 1 января 2021 года в Санитарном регламенте он расписан по пунктам.
Итак, в IV разделе Санитарного регламента (Система обеспечения жизнедеятельности) говорится о том, что все помещения учебного заведения подлежат ежедневной влажной уборке. Это аксиома, которую никто не отменял.
Каждый день в школе должны протирать подоконники, пол, отопительные приборы (или защитные решетки), мебель, классные доски.
Влажная уборка учебных и учебно-производственных помещений производится по окончании последнего учебного занятия.
В Регламенте не сказано, что влажную уборку должны делать ученики, речь идет лишь о «самообслуживании»: «В процессе самообслуживания ученики должны держать собственное рабочее место в чистоте, убирать за собой мусор».
То есть ученик должен убрать за собой (с парты или под ней) все обертки от еды, шелуху от семечек, остатки жевательной резинки, фантики и прочий мусор.
Детей разрешается привлекать к поливу растений и влажной уборке поверхностей учебных помещений (кроме окон и пола). Речь идет исключительно об учениках 5 - 11 (12) классов. При этом детям нельзя использовать моющие и дезинфицирующие средства.
Работа по самообслуживанию должна проводиться с участием педагогических и/или медицинских работников и не превышать одного часа в неделю.
В целом, школьники не допускаются к выполнению работ, которые опасны для их жизни и здоровья, создают угрозу заражения инфекционными болезнями. Запрет на использование моющих средств, скорее всего, связан с тем, что среди детей сейчас много аллергиков.
Важно: максимальная масса груза для поднятия школьниками: 11 - 12 лет до 4 кг, 13 - 14 лет - до 5 кг, 15 лет: мальчики - 12 кг, девочки - 6 кг, 16 лет соответственно 14 и 7 кг, 17 лет - 16 и 8 кг.
Какие продукты нельзя продавать в школе
Перечень пищевых продуктов, которые запрещено реализовывать в школьных буфетах и в торговых аппаратах, расположенных в учебных заведениях:
кондитерские изделия, сладкие зерновые продукты с содержанием сахаров более 10 г на 100 г готового продукта;
изделия с кремом, мороженое, пищевые концентраты;
мясные продукты промышленного и кулинарного производства;
рыбные продукты промышленного и кулинарного производства;
продукты (в том числе снеки) с содержанием соли более 0,12 г натрия, или эквивалентное количество соли на 100 г готового продукта и/или с содержанием сахаров более 10 г на 100 г готового продукта и/или синтетических красителей и ароматизаторов (кроме ванилина, этилванилина и ванильного экстракта), подсластителей, усилителей вкуса и аромата, консервантов;
продукты с содержанием частично гидрогенизированных растительных жиров (трансжиров);
непастеризованное молоко и молочные продукты, изготовленные из непастеризованного молока;
непастеризованные соки;
рыбные, мясные, плодоовощные и другие консервы промышленного производства, кроме пастеризованных соков промышленного производства без добавления сахара и подсластителей;
газированные напитки, в частности, сладкие газированные напитки и энергетические напитки;
кофе и кофейные напитки;
грибы;
продукция домашнего производства.
Требования, которые пока не все школы могут выполнить
Некоторые требования Регламента для подавляющего большинства сельских школ сейчас находятся за пределами возможного.
Есть школы, здания которых в аварийном состоянии, поэтому требование – стены и потолок всех помещений учебных заведений должны быть без щелей, трещин, деформаций, признаков поражения грибком – пока остаются мечтой.
Интересная норма о том, что для предупреждения образования сосулек все стоки с крыш и кровли могут оборудоваться системой подогрева. Скорее всего, такие возможности прописаны для новостроек.
Для старых школ оставили требование сгребать снег с крыш и сбивать сосульки, а там, где это сделать невозможно – ограждать опасные места.
Еще одна больная тема – школьные автобусы. По Регламенту ученики, живущие на расстоянии от учебного заведения более 2 км, обеспечиваются подвозом в порядке, определенном учредителем (учредителями) образовательного учреждения в соответствии с законодательством.
Куда жаловаться на нарушение Санитарного регламента в школе
Ответственным за соблюдение требований Санитарного регламента для школ является учредитель (учредители) и руководитель учебного заведения.
Ежедневный контроль за соблюдением регламента осуществляют руководитель и медицинский работник учебного заведения (при его отсутствии – лицо (лица), определенное приказом руководителя учреждения образования).
Так что все вопросы, касающиеся нарушений норм Санитарного регламента следует решать с директором школы, а если администрация заведения не реагирует – обращаться в местное управление образования.
Ранее «Слово и дело» разбиралось, какие коммунальные услуги подорожали с 1 января 2021 года.
Также мы писали, что с 16 января обслуживание потребителей будет только на украинском языке. Кого это касается, кто будет контролировать нормы закона и какие предусмотрены суммы штрафов.
Ирина Рыбинская, специально для «Слово и дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»