Mayday: как коронавирус убивает авиацию

Читати українською
Богдан Машайжурналист

За последние 60 лет гражданская авиация 8 раз переживала трудные времена. От трехкратного роста стоимости нефти во время Израильско-Сирийской войны в 1973 году, до обвала американских финансовых рынков в 2008-м. Сокращение полетных программ, штата, пассажиропотока и банкротство перевозчиков – непременные атрибуты каждого нового кризиса. Впрочем, ни разу шок не был столь сильным, ситуация непредсказуемой, а прогнозы пессимистическими, как сейчас.

По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), с марта, когда пандемия стала глобальной, «коронакризис» сократил рынок международных перелетов на 85%. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) приводит еще более красноречивую цифру: закрытые границы и введенные в разных странах карантинные ограничения повлияли на выполнение 98% пассажирских авиарейсов по всему миру. Если в начале весны IATA прогнозировала падение рынка авиаперевозок до конца 2020 года на 38%, то в апреле ухудшила прогноз до 48%. Ожидаемые убытки две недели назад уже оценивались в колоссальные 314 млрд долларов. И это при условии начала нормализации ситуации хотя бы до конца июня.

Коронавирус и авиарынок: что ждет компании и станут ли билеты дешевлеАвиакомпания Ryanair из-за коронавируса в мире отменяет рейсы в Европу. Ограничения были приняты до 8 апреля, однако могут быть продлены.

Неписаный закон авиации: самолет в воздухе приносит прибыль, а самолет на земле – одни убытки. По данным ИКАО, после зимы на стоянках аэропортов скопились более 11 тысяч крылатых машин или более половины всего пассажирского флота человечества. Одна только американская Delta Air запарковала по всей планете более 600 судов.

Авиакомпании потеряли практически весь заработок, но не избавились от обязательств. Перевозчики вынуждены увеличивать отчисления аэропортам на массовый паркинг и при этом, в частности, осуществлять регулярные платежи лизинговым и страховым компаниям, выплачивать зарплаты, возвращать деньги за неиспользованные билеты. Не стоит забывать, что Boeing – не Lanos. Самолет нельзя просто закрыть на ключ и завести через несколько месяцев. Регулярное техническое обслуживание даже почти полностью приземленного флота так же остается огромной статьей расходов перевозчиков.

По прогнозам Bloomberg, коронакризис в нынешнем формате может спровоцировать массовые банкротства авиакомпаний уже до конца мая. Такое развитие событий поставит под угрозу существование 25 млн рабочих мест в авиации и связанных отраслях. Перевозчики просят правительства о «экстраординарную» государственную поддержку. В условиях глобального падения производства, потребления и торговли, рассчитывать на помощь от государства смогут далеко не все компании.

Сенат США на спасение гражданской авиации от экономических последствий коронавируса выделил 58 млрд долларов. 50 млрд долларов двумя равными частями пойдут на выплату зарплат для более 750 тысяч сотрудников отрасли (безвозвратная помощь – гранты) и на краткосрочные кредиты по низким ставкам. Остальные достанутся перевозчикам грузов и аэропортам. Главное условие – отсутствие массовых увольнений и выплата зарплат минимум до сентября.

Министерство финансов распределило деньги в пользу 10 крупных компании и 83 поменьше. И этого все равно, мягко говоря, недостаточно. Крупнейший американский (и во всем мире) перевозчик American Airlines в конце марта сообщил, что нуждается в 12 млрд долларов поддержки. Правительство решило, что компания может рассчитывать немного меньше, чем на половину суммы (5,8 млрд), из которой 1,7 млрд – заем.

В Европе ситуация еще более напряженная. Самая большая континентальная авиакомпания Luftghansa нуждается в государственной помощи во всех 4 странах (Германия, Бельгия, Австрия и Швейцария), где имеет дочерний бизнес. Перевозчик начал сокращение несмотря на незавершенные переговоры с чиновниками. В частности, объявил о ликвидации лоу-коста Germanwings (1400 рабочих мест) и исключение из флота 40 самолетов. По информации Reuters, немецкие власти могут согласиться профинансировать компанию на миллионы евро в обмен на долю в компании.

Как вернуть деньги за путешествие, если поездку отменили?Все зависит от условий договора с турфирмой. В одних случаях могут вернуть деньги за отель и трансфер, если они еще не оплачены, а в других – могут и вовсе отказать в выплатах.

20 апреля о банкротстве четырех филиалов в Швеции и Дании, в которых работали 4700 человек объявила Norwegian Air. Работать в компании остались 1300 пилотов и членов экипажа в Норвегии, Франции и Италии. В тот же день британский перевозчик Virgin Atlantic, который входит в группу компаний миллиардера Ричарда Брэнсона, выступил с заявлением, что сможет продлить существование исключительно при условии государственной финансовой поддержки.

Украина с помощью своей авиакомпаниям не спешит. 17 марта правительство закрыло международное государственное авиасообщение, а на следующий день полностью остановило внутреннее. Крупнейшие национальные перевозчики (Международные авиалинии Украины, SkyUp и другие) остановили полетную программу, ограничившись выполнением эвакуационных и грузовых рейсов. При этом МАУ отправила 90% персонала в неоплачиваемый отпуск. 27 марта президент МАУ Евгений Дыхне сообщил, что компания просит у государства стабилизационный кредит на 60 млн долларов и на таком же уровне оценивает годовые убытки. 14 апреля министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил, что предложения по поддержке авиационной отрасли находятся на стадии подготовки.

Наибольшие расходы украинских авиакомпаний, в отличие от европейских или американских, связаны не с зарплатами, а отчислениями за лизинг самолетов. По оценке Центра транспортных стратегий, в 2017 году 89% всего коммерческого флота перевозчиков находилось именно в такой форме собственности. Поэтому и будущее национальной авиации зависит не столько от поддержки правительства, сколько от готовности руководства (часто связанного с владельцами перевозчиков) лизинговых компаний идти на уступки.

Главная сложность нынешнего «коронавирусного» кризиса в его непредсказуемости. Каждый день вынужденного простоя все больше расшатывает финансовое положение перевозчиков и тысяч предприятий, которые обслуживают потребности авиационной отрасли. Сегодняшние масштабы катастрофы становятся неактуальными уже завтра. Пережить сложные времена смогут лишь компании, которые способны адаптироваться к новой реальности. Она диктует необходимость отказаться от лишних расходов, дорогих в эксплуатации бортов, неприбыльных рейсов, раздутых штатов и удержать лояльных клиентов. И верить, что в ближайшие месяцы люди снова перестанут бояться заполненных самолетов.

Богдан Машай, специально для «Слово и дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: