Конфискация незаконно приобретенного имущества станет возможной в рамках гражданского процесса. Об этом «Слову и Делу» в комментарии сказал юрист Алексей Подосинов. Напомним, Рада приняла в первом чтении президентский неотложный законопроект о внедрении механизма так называемой «гражданской» конфискации коррупционных активов. Документ предусматривает возвращение уголовной ответственности за незаконное обогащение (от 5 до 10 лет заключения), которая была отменена решением КСУ в начале года.
Законодательную инициативу Зеленского уже «окрестили» законопроектом о «гражданской» конфискации, хотя в нем нет такой формулировки. Речь идет о том, чтобы конфискацию незаконно приобретенного имущества, активов и других ценностей можно будет осуществить не в рамках уголовного, а гражданского процесса.
Очевидно, таким путем решили идти после того, как КСУ отменил предыдущий закон о незаконном обогащении, который нарушал принципы презумпции невиновности, так как он содержал формулировку, по которому обвиняемый в уголовном процессе должен доказывать свою невиновность, что противоречит и Конституции, и украинскому, а также европейскому законодательству.
«Если в уголовном процессе бремя доказывания вины лежит на государстве и действует принцип презумпции невиновности, то в гражданском – ответчик тоже может предоставлять свои доказательства. В порядке гражданского процесса каждая сторона обязана доказывать те факты, на которые ссылается», – пояснил Подосинов.
По его словам, законопроект предусматривает, что сначала НАБУ должно установить факт незаконного обогащения и обратиться с иском в суд в порядке гражданского судопроизводства. Суд устанавливает факт незаконного приобретения имущества и конфискует его.
«И на основании уже этого установленного факта вносятся данные в Единый реестр досудебных уголовных производств, лицу сообщают о подозрении, продолжается судебное разбирательство, уже при наличии решения гражданского суда, и выносится приговор по уголовному производству», – добавил юрист.
По словам Подосинова, дела, которые были закрыты ранее за незаконное обогащение, не могут быть реанимированы. Относительно сроков исковой давности он отметил, что проектом закона предусматривается 4 года до момента, как закон вступит в силу.
«В гражданских правоотношениях такие варианты возможны, а в уголовных – закон не имеет обратной силы», – подчеркнул он.
Добавим, что в законопроекте четко не прописано, как рассчитывается сумма, от которой наступает уголовная ответственность за незаконное обогащение. Речь идет о получении активов, не соответствующих доходам в размере 15 тысяч необлагаемых минимумов. И здесь возникает вопрос: какой необлагаемый минимум принимать во внимание.
По разным показателям говорится, что к ответственности будут привлекать в случае если человек не сможет объяснить, откуда у него дом, квартира, машина, драгоценности или другое имущество стоимостью от 300 тыс. гривен до 14,5 млн гривен. Разбег в суммах значительный, но эксперты должны разобраться ко второму чтению, что, собственно, имеется в виду.
Напомним, мы писали, как голосовали нардепы за законопроект о наказании за незаконное обогащение.
Также мы подробно разбирались с юристом, что такое гражданская конфискация, и что предлагает в своем законопроекте президент.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»