Одним из первых законопроектов, который должна рассмотреть новая Верховная рада может стать президентская инициатива о конфискации имущества чиновников высшего эшелона власти еще до приговора суда по уголовному делу. Поскольку МВФ настаивает на принятии закона об ответственности за незаконное обогащение после того, как Конституционный суд Украины отменил уже действующий закон, то у Зеленского надеются, что предложенные им инициативы снимут с паузы процесс сотрудничества с международными кредиторами. Что собой представляет «гражданская конфискация», кто из чиновников может лишиться «честно награбленного» и когда заработает новый механизм «Слово и Дело» расспросило юриста Андрея Вигиринского.
Что такое «гражданская конфискация»?
Напомним, что Конституционный суд Украины отменил закон о незаконном обогащении, в том числе и из-за нарушения принципа презумпции невиновности. Впрочем, эксперты сразу говорили, что этот закон был мертворожденным. Между тем, антикоррупционные органы вынуждены были закрыть все производства о незаконном обогащении, что вызвало возмущение общества.
Еще в июне президент Зеленский внес в Верховную раду законопроект о конфискации незаконных активов «лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов». По словам Андрея Вигиринского, законопроект планируют направить в Венецианскую комиссию, которая должна предоставить выводы относительно его соответствия европейской практике и принципам.
Законопроект о «гражданской конфискации» предусматривает, что лишение незаконно приобретенного имущества станет возможным в рамках гражданского процесса.
«Это не значит, что конфискацию будет проводить, скажем, гражданин Украины. Просто процесс рассмотрения этого вопроса теперь будет предметом гражданского иска по правилам гражданско-процессуального кодекса, который осуществляется по принципу презумпции правоты истца, и соответственно необходимо подтверждать ответчиком необоснованность претензий к нему», – пояснил юрист.
То есть государство, при наличии достаточных оснований, обращается в Антикоррупционный суд с гражданским иском о том, что определенные активы чиновника приобретены незаконно/необоснованно и подлежат изъятию. При этом ответчик должен опровергнуть это утверждение.
И в этом случае уже не будет противоречий с презумпцией невиновности, считает Вигиринский: «Презумпция невиновности касается уголовного процесса, а этот законопроект предусматривает дополнительный механизм гражданской ответственности. Этим законопроектом вносятся изменения в Гражданский, Хозяйственный кодексы, закон о НАБУ, об основах борьбы с коррупцией и еще ряд законов, а Уголовный кодекс и норма об ответственности за незаконное обогащение уже не находятся в непосредственном причинно-следственной связи, то есть не нужен обязательно приговор, которым лицо осуждено, для того, чтобы обращаться с гражданским иском».
Конфискация может коснуться чиновников местного и государственного уровней. Под статью могут попасть те, у кого есть счет в банке, автомобиль, недвижимость, драгоценности на сумму, значительно превышающую официальный доход и задекларированные доходы.
Чтобы не перегружасть Антикоррупционный суд мелкими производствами к «гражданской конфискации» планируется прибегать, если разница между доходом чиновника и его активами составляет 500 прожиточных минимумов трудоспособных граждан (более 1 млн грн.).
Реанимация закрытых дел
Одной из «фишек» законопроекта можно считать возможность конфисковать имущество коррупционера еще до приговора суда по уголовному делу.
Как пояснил Вигиринський, прежде чем что-то конфисковать, надо было дождаться приговора по уголовному делу. Такие приговоры, если и были, то сначала проходили несколько инстанций, прежде чем вступить в законную силу. И только после этого правоохранители могли подавать иск в гражданский суд о конфискации.
«В законопроекте о« гражданской конфискации» изменили подход – если у вас есть основания полагать, что человек приобрел имущество без достаточных легальных доходов, – обращайтесь в суд», – отметил он, уточнив, что это могут делать только уполномоченные антикоррупционные органы.
А журналисты, общественные деятели и неравнодушные граждане имеют право обращаться в НАБУ, НАПК, САП, которые проверив утверждение и собрав доказательства, уже готовят гражданский иск в Антикоррупционный суд. «Поскольку конфискация – это элемент принуждения и лишения собственности, то таким правом обладает исключительно государство в лице антикоррупционных органов», – отметил юрист.
Он пояснил, что все коррупционные грехи чиновников за годы независимости Украины после решения КСУ уже не могут считаться уголовным преступлением, но незаконность приобретения имущества можно доказать в рамках гражданского процесса и эта норма будет действовать в будущем.
«Последние годы все субъекты, осуществляющие властные полномочия, декларируют свои активы. Для них отправная точка, это, условно, первая декларация, в которой они указали все свое имущество. Все необоснованные активы, если таковые будут обнаружены, после криминализации деяния, согласно этому закону, в будущем станут объектом исследования новых уголовных производств, САП будет передавать их в Антикоррупционный суд, который, собственно, и станет выносить решения о виновности в совершении преступления», – пояснил Вигиринский.
То есть речь о том, что гражданская конфискация не заменяет уголовную.
По его словам, законопроектом о «гражданской конфискации» расширяются полномочия Антикоррупционного суда. Сейчас он может рассматривать только уголовные производства, а в случае принятия законопроекта, он сможет принимать решения в гражданском процессе именно по этой категории дел.
«Коррупционным преступлением может быть декларация недостоверных сведений, злоупотребление служебным положением, превышение служебных полномочий, получение или дача взятки, уклонение от уплаты налогов. Когда это уже невозможно доказать, но видно, что человек всю жизнь работал на госслужбе и у него есть дорогие иномарки, дачи, дома, драгоценности, прибегают к норме о незаконном обогащении. Тогда его можно наказать, лишив этих активов через гражданский процесс, или же, в совокупности с другими обстоятельствами, привлекать к уголовной ответственности», – сказал Вигиринский.
По мнению юриста, таким образом можно реанимировать те материалы производств, которые уже активисты похоронили после отмены закона о незаконном обогащении. Срок исковой давности в гражданском процессе составляет 3 года и совпадает с тем, что декларирование доходов появилось как раз три года назад.
Предметом исследования правоохранителей будут задекларированные активы, причем не только те, что приносят прибыль, но и драгоценности, картины, предметы роскоши, дорогая электронная техника, брендовые вещи.
«Понятие активов раскрывается в нескольких нормативных документах, в известной степени в Гражданском кодексе и в законе о предотвращении коррупции в части электронного декларирования. К активам относятся денежные средства, движимое и недвижимое имущество, корпоративные права, ценности и другие вещи. Это не обязательно только быть недвижимое имущество, которое сдается в аренду, или железнодорожный вагон, курсирующий для логистической компании. Это очень широкий перечень объектов», – пояснил юрист.
Будут ли отбирать имущество у членов семьи коррупционера?
Членов семьи или других физических лиц (личных водителей, садовников или охранников) нельзя привлечь к ответственности за незаконное обогащение, но если следствие предоставит суду достаточно доказательств, что они являются лишь фактическим владельцами имущества госслужащего, тогда конфискации не избежать.
Перспективы принятия инициативы президента, по мнению Вигиринского, достаточно радужные: «Во-первых, у нас есть необходимость криминализации деяния, связанного с незаконным обогащением в силу пробела, возникшего в результате решения Конституционного суда. Во-вторых, есть общественный запрос на это. В-третьих, это часть наших международных правовых обязательств. В-четвертых, это часть обещаний, которые давали и президент, и его политическая сила народу, когда избирались».
Поскольку законопроект не был проголосован в первом чтении Рады VIII созыва, он будет подаваться в повестку дня нового парламента, соответственно, голосования будет проходить по полной процедуре. «Документ уже готов, голосов коалиции достаточно, поэтому, стоит ожидать быстрого голосования и открытия возможностей продемоструваты НАБУ и САП свое мастерство», – уверен Андрей Вигиринский.
Напомним, «Слово и Дело» писало, что отменив статью о незаконном обогащении, судьи декларируют больше доходов.
Также сообщалось, что страны G7 призвали Украину вернуть ответственность за незаконное обогащение.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»