Ответственность врачей в Украине: что предлагают в МОЗ и как это поможет пациентам

Читати українською
Алексей Бабичспециалист в медицинской отрасли

Министерство охраны здоровья намерено усилить ответственность врачей перед пациентами за выписанное лечение и назначенные лекарства и планирует уже с этого года ввести обязательное лицензирование вместо процедуры аттестации. «У нас до сих пор действует несовершенная система аттестации врачей, которая подтверждает стаж, но не профессионализм и качество работы. Вместе с тем фактически отсутствует действенный механизм персональной ответственности перед пациентом за качество оказанной медицинской помощи. Это является одной из причин того, почему мы слышим или имеем печальный опыт ненадлежащего лечения, а у украинцев есть недоверие к врачам», – мотивировала эти изменения Ульяна Супрун. К слову, еще 23 октября 2017 года она пообещала ввести механизм лишения лицензии врача. Ближайшие пять лет будут переходным периодом. В 2019 году МОЗ должен разработать закон, с 2020 по 2024 год медикам нужно будет сдать экзамен для получения лицензии.

Генеральный директор медлаборатории ДІЛА Алексей Бабич подчеркнул, что индивидуальное лицензирование врачей – общепринятая мировая практика, которая действительно доказала свою эффективность.

Он отметил, что врач становится более независим в своей профессиональной деятельности.

Супрун пообещала ввести механизм лишения лицензии врачаСказано 23 октября 2017 г.Статус обещания: Не выполнено

«Лицензирование отличается от аттестации. Предполагается, что врач сам выбирает себе те курсы или темы для изучения и усовершенствования своей квалификации, которые сам считает необходимым. На сегодня аттестация у нас обязательна. То есть человек идет в вуз, платит деньги и за эти деньги многие врачи, которые хотят совершенствоваться, не получают знаний», – пояснил Бабич.

К примеру, стоматологи покупают курсы частных компаний по тем темам, по которым им не хватает навыков или квалификации, а в институт идут и платят только потому, что это на сегодня нужно обязательно, уточнил он.

По его словам, есть много разных примеров и все индивидуально, но часто вузы не дают того, что необходимо врачам, и об этом говорят все частные клиники.

«Частники» недовольны тем, что они вынуждены платить деньги за аттестацию, которая в принципе не дает их врачам того, что нужно. А когда врач сам выбирает, что ему проходить, набирает баллы, потом сдает экзамен, это объективно и стимулирует к развитию врача. Во-вторых, это накладывает на врача ответственность за его квалификацию. Это уже система лицензирования», – акцентировал эксперт.

Врач самостоятельно принимает решение и должен нести большую ответственность за жизнь и здоровье пациентов, а нести ответственность можно лишь тогда, когда врач сам ответственен за свои навыки, а не надеяться, что кто-то научит и как-то дадут категорию, отметил он.

По его словам, то, как врачи получают категорию, является давно дискредитированной системой, эти категории не нужны. Сейчас за врачебные ошибки есть статья в Уголовном кодексе, можно привлечь к ответственности, но это очень сложно.

«Очень сложно доказать некомпетентность. Правильно или нет действовал врач, можно сделать вывод только тогда, когда существует какой-то протокол лечения, маршрут действий, и тогда оценивается, действовал ли врач согласно этому протоколу. Так как этих протоколов не существует, можно назначать любые препараты, с доказанной эффективностью или нет, можно назначать любые методы лечения, а фантазия у врачей бывает широка», – пояснил специалист.

Пока нет протоколов, говорить, была ли компетентна медицинская помощь или нет, сложно. Конечно, бывают очевидные врачебные ошибки, халатность, когда уже ничего невозможно отрицать, и тогда вступает в силу УК. В случаях, когда пациента лечат, а он не выздоравливает или становиться хуже, доказать, правильно ли действовал врач, очень сложно, подчеркнул он.

Как украинцы оценивают медреформу: более половины пациентов недовольны профессионализмом врачейЗраду или перемогу принесла украинцам медицинская реформа, попытались выяснить социологи. Но наши люди, похоже, сами еще окончательно не разобрались.

«Нет этих правил. Когда правил нет, это твое личное мнение», – добавил эксперт.

Он не исключил, что с переходом на лицензирование некоторые врачи отсеются, будет нехватка кадров какой-то период.

«Это очень нетривиальная задача для МОЗ. Врачей и так не хватает. Даже если делать объективную сдачу курсов, то многие не пройдут аттестацию. Что делать с дефицитом кадров, непонятно. Много пенсионеров, особенно на первичном звене, много неквалицированных медиков», – уточнил специалист.

С другой стороны, западные традиции хороши тем, что субъект сам выбирает свою судьбу, сам выбирает себе врача, опираясь на его квалификацию, отметил он.

«Вряд ли начнут массово увольнять врачей, так как их не хватает, но пациент уже будет обращать внимание на лицензию перед тем, как подписать декларацию, или просто перед обращением, это факт. И будет уже конкуренция среди платежеспособного населения за хороших врачей. Те, кто хочет пользоваться спросом и зарабатывать, будут сдавать экзамены и получать свою квалификацию», – резюмировал Алексей Бабич.

Подробные итоги двух лет работы Ульяны Супрун в МОЗ – на нашей инфографике.

Довольны ли украинцы медреформой – по ссылке.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: