Два основных события, которые определяли геополитическую составляющую направления движения Украины в 2018 году, безусловно, будут иметь последствия для международной политики нашего государства в году нынешнем. Речь идет, прежде всего, о принятии в декабре 2018-го закона о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией с 1 апреля 2019 года.
А в ноябре 2018-го Верховная Рада сделала еще один важный шаг – 311 народных депутатов в первом чтении поддержали законопроект о закреплении в Конституции стремления Украины в ЕС и НАТО. Кроме того, в документе предлагается исключить положение о базировании Черноморского флота России в Крыму.
Правда, изменения в Конституцию еще должны быть проголосованы во втором чтении в феврале нынешнего года на новой сессии парламента, и собрать нужно не менее 300 голосов. Сделать это силами нынешнего большинства будет сложнее, учитывая приближение даты выборов.
Впрочем, в 2019 году Украина, несмотря на решительное дистанцирование от Кремля, во внешней политике придется преодолевать еще более существенные вызовы. О чем идет речь и позиции каких сторон нужно будет учитывать?
Слабый Евросоюз
В 2019 году страны Европы ждет крайне нечеткое геополитическое будущее. И в этом аспекте, в целом, на уровне Евросоюза на единую позицию касательно решения конфликта в Украине надеяться не приходится.
Ряд европейских стран постигли внутриполитические проблемы. Кроме того, их начали разъединять и вопросы экономического порядка. Так, например, произошло с вопросом построения «Северного потока-2». Создается впечатление, что на внешнеполитической арене европейские лидеры готовы всячески поддерживать Украину и в тот же момент не готовы уступать собственным экономическим интересам, основой которых могут быть более дешевые энергоресурсы из России.
В Германии главным внешнеполитическим сигналом для Украины может стать уход Ангелы Меркель с должности руководителя в ее родной партии ХДС, которую она возглавляла последние 18 лет. Очевидно, канцлер готовится к политической пенсии. Меркель – одна из политиков, с которой был готов напрямую и в более доверительном формате общаться президент России Владимир Путин. Обоих политиков связывают общие воспоминания молодости. Нынешний глава Кремля в 1985-1990 годах служил в резидентуре советской внешней разведки в ГДР и работал в Дрездене под прикрытием, тогда как Ангела Меркель также работала до 1990 года на территории ГДР – в Центральном институте физической химии Академии наук ГДР. Оба политика могут свободно общаться между собой без переводчиков – Меркель знает русский, Путин – немецкий.
Франция – одно из ключевых государств ЕС, власти которого еще в 2014 году предложили инициативу проведения встреч в Нормандском формате для решения конфликта на Донбассе, – пока также переживает нелегкие времена. До сих пор продолжается протестное движение «желтых жилетов», страна находится в фазе острого социального кризиса, решить который президенту Эммануэлю Макрону пока не удалось.
Большинство стран Европы находится в различного рода кризисных ситуациях, которые стали последствиями многолетних проблем в экономике и отсутствия единой линии решения вопроса с нелегальными мигрантами. Активными союзниками Украины в Европе остаются Польша, Литва, Латвия, Эстония, а также Великобритания.
Внутренняя ситуация во многих европейских странах играет в пользу России. Во многих странах, например, таких как Италия и Франция, среди политиков все чаще публично звучат заявления, в которых они призывают снять санкции с России и ее чиновников и возобновить более тесное экономическое сотрудничество с Кремлем.
Непредсказуемые США
В США сейчас также сложная внутриполитическая ситуация. Президент Дональд Трамп пытается через колено сломать сопротивление Конгресса, который наотрез отказался спонсировать очень затратный по ресурсам проект стены на границе с Мексикой. Из-за этого возник так называемый «шатдаун» – временная частичная остановка работы государственных органов из-за несвоевременно принятый бюджет государства.
Правда, во внешнеполитическом векторе США хоть и не демонстрируют открытой поддержки Украины, но жестко отреагировали на события с агрессией России в Азовском море – Трамп даже отменил встречу с Владимиром Путиным, которая должна была состояться в на полях саммита G20 в Аргентине.
Среди прочего, США выступают активным противником «Северного потока-2», впрочем, здесь на первый план попадают не столько геополитические, сколько экономические интересы. И все же и среди сенаторов, и среди остальных конгрессменов в палате представителей есть много сторонников проекта «сильной Украины». Именно благодаря позиции Конгресса Украине в 2018 году было продолжено выделение финансовой помощи для модернизации обороноспособности. А в проекте бюджета США на 2019 год предусмотрено предоставление финансовой помощи Украине в размере 250 миллионов долларов на оборонный сектор. В частности, и на приобретение летального оружия. Интересно, что в целом оборонный бюджет США на следующий год составляет более 716 миллиардов долларов, поэтому даже такая рекордная сумма на нужды Украины – капля в море.
Поэтому внешнеполитическая позиция США во многом будет зависеть от того, чем закончится противостояние между президентом и Конгрессом. Промежуточные ноябрьские выборы в Сенат показали усиление позиций демократов. Уже в конце 2019 году в политической среде обеих главных партий в США начнется конкуренция за выдвижение кандидатов на следующие выборы президента страны. Интересно, что пока, несмотря на недовольство действиями Дональда Трампа внутри его родной Республиканской партии, достойных конкурентов у него нет.
Взбешенная Россия
С Россией все более-менее понятно. Агрессия в Азовском море, нежелание общаться с представителями действующей власти, о чем публично заявил Владимир Путин во время своей пресс-конференции, де-факто разрыв дипломатических связей – все эти факторы говорят лишь об одном: Кремль может пойти только на обострение ситуации с Украиной.
Пока от полномасштабного наступления Россию отделяют несколько шагов. Во-первых, в Кремле все еще надеются получить реванш на выборах в Украине. Скорее всего, речь пойдет именно о парламентской кампании осенью 2019-го.
Во-вторых, до сих пор непонятной для РФ является позиция США в отношении Украины. Если Путин не сможет «договориться» об удобных для него условиях – признании Крыма российской территорией и возвращении оккупированных частей Донецкой и Луганской областей на «гибридных» условиях на плечи Украины – он может осуществить попытку «повысить ставки». И именно такой попыткой может стать очередное военное обострение. Например, в районе Мариуполя или вдоль побережья Азовского моря с целью создать сухопутное сообщение с Крымом.
В-третьих, если в Украине сохранится стабильная ситуация после президентских выборов Россия вряд ли решится на военное наступление. И дело не только в политиках, но и настроениях украинских граждан и боеспособности Вооруженных сил Украины.
В общем, не исключено, что в этом году России придется столкнуться с собственными социальными проблемами. В отличие от стран Запада, в Кремле не привыкли о чем-то договариваться с протестующими и всегда действуют жестко и на опережение. Пока что, несмотря на некоторое падение рейтингов Владимира Путина, большинство граждан России поддерживают внешнеполитическую повестку дня или остаются равнодушными к тому, что происходит в Кремле.
Кроме того, такие геополитические по своему значению победы, как предоставление томоса об автокефалии Православной церкви Украины, могут стать болезненными ударами для гибридной дестабилизирующей политики Кремля на территории нашего государства. И вполне возможно, что даже этого фактора будет достаточно, чтобы руководство России окончательно утратило рассудок и инстинкты самосохранения.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»