Расстрелы на Майдане: что обещали политики и каковы перспективы дел в судах

Читати українською
Обещания о том, что все виновные в расстрелах майдановцев будут наказаны щедро звучали из уст политиков на протяжении пяти лет. Есть ли надежда, что эти дела все-таки дойдут до суда и не рассыпятся от нехватки доказательств мы спросили у юриста.

В День Достоинства и Свободы, который отмечают в Украине 21 ноября в честь начала двух революций, вспоминают не только как начинался Евромайдан, но и чтят память «Небесной сотни». Правоохранители уже пятый год рапортуют «под дату» о ходе расследования расстрелов 20 февраля и других преступлений, связанных с Революцией Достоинства, а политики произносят торжественные речи. Мы решили посмотреть, какие обещания по поводу расследований преступлений Евромайдана давали политики и правоохранители, а также расспросили юриста о судебных перспективах этих дел.

В феврале 2014 года Арсен Аваков, который тогда был и.о. министра внутренних дел, заявил, что бойцы «Беркута», виновные в расстрелах митингующих, будут наказаны. Как сообщает Генпрокуратура, досудебное расследование по этим уголовным производствам продолжается.

Генпрокурор Юрий Луценко неоднократно заявлял о конкретных сроках окончания расследования по расстрелам на Майдане, однако каждый раз проваливал обещания. Он заверял, что осенью 2017 года расследование будет завершено, но в начале зимы уточнил, что по делу назначены дополнительные экспертизы.

Также Луценко заверил, что в суд будет передано дело экс-министра внутренних дел Захарченко и дело бывшего главы СБУ Якименко относительно расстрелов на Майдане. Пока что этого не произошло.

Еще Луценко обещал, что дело по обвинению в преступлениях против майдановцев передадут в суд на следующей неделе после приговора о госизмене Януковича. Напомним, 30 октября 2018 года Оболонский районный суд Киева, который слушает дело о госизмене беглого президента, объявил об окончании стадии выступлений сторон в судебных дебатах.

Три с половиной года назад Андрей Парубий, тогда еще – первый заместитель главы Верховной Рады заявил, что 15 июля 2015 года будет создана временная следственная комиссия относительно событий на Майдане.

«Временная следственная комиссия (ВСК) по Майдану будет создана завтра. Сейчас идет окончательное согласование представителей фракций. Фактически, мы уже почти этот вопрос согласовали. Завтра одним из первых вопрос ВСК будет поставлен и будет создано, и проголосован единогласно всей коалицией», – отметил он.

Однако на следующий день Рада не рассматривала постановление о создании ВСК.

Нардеп Надежда Савченко пообещала, что как только она будет проходить «детектор лжи», то расскажет кто из представителей нынешней власти виноват в вооруженных столкновениях во время Майдана. В частности, она сообщит, кто привозил людей-снайперов и оружие.

Савченко прошла «детектор лжи» 18 апреля. Проверка на полиграфе длилась более 6 часов. Ее сестра рассказала, что при допросе на детекторе лжи Савченко не задавали вопросы стороны защиты, а только стороны обвинения.

Большинство обещаний политиков о том, что все виновные в расстрелах на Майдане 20 февраля будут наказаны, а остальные преступления, в том числе и факты насилия против правоохранителей, будут доведены до суда, пока что не выполнены или провалены. В то же время, нельзя утверждать, что все дела развалились, хотя основная их часть еще не дошла до суда.

Учитывая то, что многие доказательства и улики были утрачены в первые дни и даже месяцы после расстрелов, «Слово и Дело» расспросило о перспективах расследования адвоката Андрея Подосинова.

«Есть определенные трудности в сборе доказательной базы, а также юридические сложности в рассмотрении этих дел. С одной стороны есть трудности с теми доказательствами, которые были утрачены в первичный период и не подлежат восстановлению. Можно предположить, что были какие-то действия для препятствования расследованию. Уничтожалась документация и улики. Но следствие работает. Так, недавно привлекли снайпера из спецподразделения внутренних войск», – отметил Подосинов.

Напомним, что следствие установило, что именно этому снайперу выдавалось оружие, из которого на Майдане был застрелен один человек.

«С другой стороны сложность сбора доказательств заключается в том, что надо собрать, обработать и проанализировать большой объем информации. К тому же много времени уходит на проведение экспертиз. Все это не придает расследованию оперативности», – отметил Подосинов.

По его словам, отчасти это объясняет то, что нет резонансных приговоров. «Сейчас Святошинский суд рассматривает дело в отношении беркутовцев. Много потерпевших, много эпизодов. Довольно активно и быстро рассматривают. По этому делу даже Янукович допрашивался посредством видео-конференции. Причем, дело рассматривается довольно оперативно, исходя из его объемов», – напомнил он, отметив, что есть объективные причины, почему суды, как кажется, так долго рассматривают эти дела.

«Должна быть соблюдена определенная процедура для установления всех фактов и обстоятельств, чтобы были обеспечены права всех участников процесса: потерпевших, их представителей, а также обвиняемых. В частности, право на защиту. Есть трудности с назначением присяжных и выплатой им компенсации зато, что они там много времени тратят в судебных заседаниях», – подчеркнул юрист.

В противном случае, дела либо будут распадаться в суде, либо впоследствии – обжалованы. По словам Подосинова, за пять лет было уволено около 100 судей, рассматривавших дела Евромайдана, в частности – Автомайдана.

«По крайней мере, в сентябре 2016 года было уволено почти три десятка судей. Но стоит отметить, что по судьям есть и оправдательные приговоры – в Одесской, Черкасской областях, в Киеве», – отметил юрист.

Как правило, судьи выносили решения на основании данных, предоставленных правоохранителями. И зачастую эти данные были фальсифицированы. При этом, судьи лишаются работы, а оперативники, которые предоставляли ложные данные, продолжают работать.

Юрист отметил, что абсолютное большинство уволенных судей обратились в Европейский Суд.

«Как правило, на рассмотрение таких дел уходит 3-4 года, но если есть очевидная политическая ангажированность и нарушена процедура и права подсудимого, скажем, если не выслушали пояснения подсудимого, чем было нарушено его право на защиту, то такие дела выигрывают в Европейском суде», – подчеркнул Подосинов.

Напомним, мы писали, насколько сбылись обещания политиков через пять лет после начала революции.

Проверить, помните ли вы требования Евромайдана и обещания политиков, можно с помощью нашего теста.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: