Пятая годовщина Революции Достоинства: чего ожидали и как изменилась страна

Читати українською
Владимир Фесенкополитолог

В среду, 21 ноября, в Украине отмечают День достоинства и свободы. Пять лет назад начались первые протестные акции украинцев в ответ на решение тогдашней власти о прекращении курса на евроинтеграцию и отмену процесса подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. В ночь на 30 ноября состоялся первый силовой разгон Майдана. Вооруженные спецсредствами спецназовцы жестоко били участников Евромайдана, которые не нарушали общественного порядка и не оказывали сопротивления. Далее были столкновения на Банковой, новые кровавые попытки штурма Майдана, первые смерти мирных активистов и расстрелы на Институтской. Трагические события пятилетней давности сегодня вошли в историю современной Украины под названием «Революция Достоинства» и навсегда останутся в памяти.

Глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко подчеркнул, что на данном этапе развития страны ситуация неоднозначная, если брать во внимание то, что произошло за последние годы в Украине.

Он отметил, что вокруг тезиса «ради чего проводился Майдан» уже достаточно много мифов, хотя все на самом деле достаточно просто.

«Первая протестная акция, с которой все началось, но которая не была полноценным Майданом, – акция молодых активистов, студентов ради европейской интеграции. Это был протест против отказа Азарова и Януковича подписывать Соглашение об ассоциации. Но сама Революция Достоинства началась после разгона студентов. Это был протест против произвола властей. Это не был Майдан против коррупции, олигархов, как многие заявляют», – напомнил Фесенко.

Если оценивать с этой точки зрения, то по европейской интеграции как раз те цели, которые можно было реализовать, были выполнены, констатировал он.

«Некоторые считали, что это почти вступление в ЕС. Ничего подобного. Чтобы полноценно продвинуться по пути европейской интеграции, еще многое нужно сделать. Если говорить о конечной цели, вступлении в ЕС, то вообще вопрос, нужно ли нам это делать. Кроме того, очевидно, что сам ЕС еще не решил для себя, будет ли он расширяться на восток», – уточнил политолог.

Помните ли вы все требования Евромайдана и обещания политиков – тестЧерез пять лет события Евромайдана и Революции Достоинства вспоминаются уже не так четко. Будто отдельные фотографии, вырванные из контекста. Предлагаем протестировать себя – помните ли Вы требования Майдана, действия политиков пять лет назад и их обещания.

По его словам, для нас важен сам процесс европейской интеграции как процесс внутренней модернизации. Европейская интеграция – лишь инструмент. В конце концов, соглашение подписано, первые положительные результаты мы получили – безвиз, в частности.

В этом смысле те требования, с которых начинался студенческий Майдан, выполнены. Безусловно, люди ожидали улучшения жизни, надеялись, что смена власти создаст условия, при которых будет меньше злоупотреблений, коррупции, произвола со стороны силовых структур. Именно здесь ситуация неоднозначна, добавил он.

«Такого произвола, который был во времена Януковича, нет. Однако есть проблемы другого порядка. Власть стала слабее. Это приводит к тому, что местные «князьки» могут использовать насильственные методы, имеются в виду нападения на активистов. Есть давление силовых структур на бизнес. В этом смысле говорить, что мы превратились в европейскую страну, где власть полностью под контролем общества, хотя и там не все идеально, нельзя», – отметил Фесенко.

Проблемы не исчезли, но их стало меньше. Они не такие кричащие, как в 2013 году, акцентировал он.

По его мнению, нынешние проблемы больше связаны с внутренними конфликтами в украинском обществе, стало больше агрессии, но это следствие войны.

При этом эксперт обратил внимание, что есть положительные тенденции в проведении реформ. Другое дело, что сами эти реформы вызывают неоднозначную реакцию, потому что вокруг них присутствует борьба интересов. Часть реформ не воспринимается населением, целевыми группами, но это объективный процесс. Так бывает во многих странах. Например, в США, когда Клинтон и Обама проводили медреформу, также было сопротивление.

За это время были созданы антикоррупционные структуры. Какие-то из них более эффективны, какие-то – менее, но почву и запрос для борьбы с коррупцией создали.

«Конечно, ожидания, что результаты борьбы с коррупцией будут одномоментно, – иллюзия. Такого не было нигде, чтобы сменили руководство страны, создали институт, изменили законодательство и в один момент коррупция исчезла. Это длительный процесс», – пояснил он.

Политолог уточнил, что процесс борьбы с коррупцией будет происходить сложно, поскольку у нас тесно интегрированы политика и бизнес. Разорвать эту связь сложно. На это нужно много лет и не один электоральный цикл.

Пять лет после революции: на какой протест способны украинцы?Как изменились протестные настроения и ожидания украинцев в пятую годовщину с начала событий Евромайдана, анализировал политолог Александр Радчук.

«Однако вектор Украина определила. Движется в этом направлении. Страна не изменилась кардинально, но она меняется. Меняется в правильном направлении», – констатировал он.

По его убеждению, главная проблема в том, что события на Майдане вызвали реакцию РФ, потерю территорий, войну, что спровоцировало глубокий кризис.

«Потеря 20% ВВП привела к тому, что два года Украина была в экономическом кризисе, а вместо улучшения жизни произошло противоположное. Украинцы обеднели. По формальным признакам уровень доходов упал в 2-3 раза. Девальвация, повышение тарифов, цены на газ – все это привело к росту недоверия ко всем политическим элитам, не только к власти», – резюмировал Владимир Фесенко.   Помните ли вы все требования Евромайдана и обещания политиков, можно узнать, пройдя наш тест.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: