Легализация авто на еврономерах: политические последствия накануне избирательного сезона

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Последние два дня вокруг темы легализации авто на европейских номерах бушевали нешуточные эмоции. Парламент таки принял законопроекты, которые должны системно решить проблему так называемых «евроблях» на дорогах. Правда, решение, которое приняли в Верховной Раде, большинству владельцев таких авто не понравилось – мол, депутаты могли найти еще более компромиссные варианты, а растаможка должно стоить чуть ли не 300-500 евро за подобный подержанный автомобиль.

Дошло до того, что один из инициаторов акции протеста владельцев автомобилей на еврономерах, глава общественной организации «АвтоЕвроСила» Олег Ярошевич в знак протеста против неуступчивости нардепов сжег свой внедорожник, который с уверенностью можно отнести к категории элитных авто. Менее чем за 12 часов видео того, как активист сжигает свое авто, посмотрели более 750 тысяч пользователей соцсети Facebook. Сам Ярошевич указал, что акция является выполнением его обещания – мол, из-за неучтенных поправок «АвтоЕвроСилы», дешевле сжечь свою «евробляху», чем растаможить ее.

В самой общественной организации считают, что принятые законы – это еще не конец борьбы за установление справедливости. Как может измениться ситуация и каковы наиболее вероятные сценарии, попробуем спрогнозировать в контексте будущего избирательного сезона 2019 года.

Протест без вектора?

На самом деле, вопрос растаможки авто на еврономерах сейчас касается едва ли не каждого пятого потенциального избирателя. По разным подсчетам, в Украине за последние почти 3 года было ввезено от 500 тысяч до 2 миллионов нерастаможенных авто. Учитывая, что в среднем на одну украинскую семью приходится один автомобиль, ситуация с растаможкой – существенный вопрос для миллионов украинцев и их семейного бюджета. А учитывая еще и количество сторонников идеи дешевой растаможки б/у авто из Европы, речь идет о существенном электоральном потенциале на уровне 18-22% от общего числа избирателей.

Растаможка «евроблях»: какой выход и когда ждать решенияВ центре Киева проходит митинг водителей автомобилей с еврономерами. О ситуации поговорили с экспертами.

И если большинство «евробляхеров» останутся недовольны принятыми законами, мы можем получить очередную волну протестов как раз накануне избирательного сезона 2019 года.

На оформление нерастаможенных авто предусмотрено 180 рабочих дней. При этом предоставляется «льгота» – если авто будут растаможены в течение 90 дней после вступления закона в силу, акцизный налог уменьшается на 50%. В последующие 90 дней эта льгота не будет действовать, впрочем, штрафов за нарушение сроков пребывания авто на еврономерах налагаться не будут.

Условия действительно упростили, чтобы все владельцы авто на еврономерах могли заплатить деньги в бюджет за растаможку их авто и получения украинской регистрации.

Для бюджета это существенные средства. Учитывая льготный период (который предусматривает 50% скидку), цена на растаможку в среднем составит около 1000 евро. Если даже 1 миллион граждан растаможат свои авто, сумма уже впечатляет – бюджет сможет получить около 32 миллиардов гривен. А учитывая суммы, которые автовладельцы потратят еще и на другие налоги и на регистрацию автомобилей уже на отечественных номерах, отчисления могут быть еще больше. Это важное обстоятельство в контексте непростой ситуации с поступлениями в государственную казну. В правительстве надеются, что большинство граждан таки растаможат свои авто по льготным тарифам, а государство сможет использовать эти средства для удовлетворения других важных потребностей – например, сокращения дефицита Пенсионного фонда.

Впрочем, логика предвыборного сезона может надиктовать совсем другие решения. Сейчас принятые законы должен подписать президент. Петр Порошенко является одним из рейтинговых кандидатов и собирается побороться за второй срок. Поэтому вполне вероятно, что он может наложить вето на законы, предложив собственные поправки. Таким образом, он может получить дополнительные электоральные баллы и сыграть роль некоего «хорошего полицейского», который противостоит негибкому и «олигархическому» парламенту.

Но, похоже, что «евробляхеры» и сами могут за себя постоять. Вполне вероятно, что часть владельцев б/у авто на еврономерах будут игнорировать нормы принятых законов и оказывать системное сопротивление по установленной усиленной ответственности за свои нерастаможенные авто. Чем закончится это противостояние, пока не известно. Власть в лице парламента и правительства не зря предложила 3-месячный льготный период растаможки авто. Учитывая сроки внедрения норм принятых законов, период льготной растаможки как раз закончится в канун выборов президента в марте 2019-го. К тому же Верховная Рада может всегда внести поправки об увеличении сроков льготной растаможки для авто на еврономерах – если опыт будет успешным, то и социальное напряжение будет спадать.

Цена «справедливости»

Общественное движение за дешевую растаможку авто на еврономерах частично достило своей цели – если закон вступит в действие, легализовать свое транспортное средство можно будет дешевле, чем раньше. Впрочем, не для всех это будет выгодно – за некоторые авто, как и раньше, придется заплатить половину их стоимости.

«Евробляхи»: что на самом деле решил суд и чем опасна ситуацияВерховный суд признал законным пользования собственным транзитным ввезенным в Украину авто с еврономерами. Действительно ли это так, разбирались эксперты.

Однако все равно подобный результат деятельности – уже значительная победа и сигнал для украинских политиков о том, что граждане могут мирным путем достигать своей цели. И бороться за собственные интересы, даже если они не совпадают с мнением большинства.

Конечно, влияние любого общественного движения измеряется не только мощностью объединительной идеи, но и тем, какие интересы преследуют организаторы. Или те, кто может быть заинтересован в подобном развитии событий. Сейчас у общественных активистов остается соблазн усилить свои переговорные позиции и идти в политику – такие идеи на днях звучали среди участников акций протестов под стенами Верховной Рады.

В «АвтоЕвроСиле» по результатам голосования сообщили, что будут требовать ветировать законы, и готовятся к новым масштабным акциям протеста. «Закон приняли с правками автоолигархов, против народа. Все области готовятся к всеукраинской акции протеста для ветирования закона президентом. Детали сообщим вскоре, будьте готовы», – говорится в сообщении на официальной странице организации в Facebook.

У активистов есть весомые причины для протестов. Ведь кроме вопроса самих ставок и процесса растаможки, речь идет об усилении ответственности в случае нарушения ее сроков транзитного пребывания в Украине авто на еврономерах. Остро стоит вопрос о возможности сбора всех необходимых документов для того, чтобы все-таки растаможить свои авто. Ведь в большинстве случаев «евробляха» принадлежит так называемым «верблюдам»– подставным владельцам авто, на которых оформляют документы при ввозе бывших в употреблении транспортных средств на территорию Украины. Найти их и заключить договор купли-продажи будет крайне трудно. Тем более сделать это нужно в предусмотренный срок в 180 дней, а при желании получить скидку – 90 дней.

Поэтому есть вероятность, что в истории с авто на иностранной регистрации слишком рано ставить точку. Особенно, если речь идет о политическом аспекте данного вопроса.

Искушение выборами

На самом деле, сторонники движения за доступную растаможку авто будут стимулировать появление сразу нескольких векторов в предвыборных кампаниях 2019 года.

Как ситуация с «евробляхами» стала расплатой за политику государства?В Киеве у стен правительства сегодня, 19 сентября, проходит митинг водителей автомобилей с иностранной регистрацией. Закон о растаможке планируют рассмотреть в ноябре.

Во-первых, сами «евробляхеры» могут создать собственную политическую силу или присоединиться к уже существующей. Простые и понятные требования относительно доступного авто можно расширить и дополнить дополнительными экономическими смыслами, чтобы они стали еще более привлекательными для других категорий граждан.

Во-вторых, некоторые политические силы и кандидаты в президенты уже открыто поддерживают позиции активистов за доступную растаможку подержанных авто из Европы. Речь идет о простом расчете на голоса потенциальных избирателей. Почему не дать представителям «из народа» того, чего они хотят? Популизм в действии, который всегда нравился украинцам.

В-третьих, часть политиков будут отстаивать другие позиции – противоположные требованиям «евробляхеров». Мол, парламент и правительство уже пошли на существенные уступки, платить в бюджет такие автовладельцы не хотят, а значит, нарушают и права тех, кто оплатил все пошлины при покупке своих авто. Все-таки таких граждан большинство, и даже несмотря на сочувственные настроения к движению «евробляхеров», найдется большое количество сторонников наказать их за нарушение законодательства.

В-четвертых, все чаще растет экологический запрос в обществе. Ведь большинство из ввезенных авто на еврономерах давно не соответствуют экостандартам в странах Европы, в конце концов поэтому и стоят там так дешево. Часть украинцев (сейчас этот процент незначителен, однако ежегодно растет) беспокоят вопросы ухудшение экологии в связи в том числе и с нашествием подержанных авто из Европы.

Едва ли не впервые в Украине имеем подобный случай с отсутствием однозначного решения по чисто экономическому вопросу, который постепенно приобрел признаки политического движения за свои права. Не исключено, что это лишь первые ласточки и в дальнейшем следует ожидать других не менее резонансных случаев. Скорее всего, все эти процессы ознаменуют собой существенное изменение в политических элитах Украины в ближайшие 10 лет.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: