Несмотря на гендерные квоты, прописанные в избирательном законодательстве, количество женщин во власти не намного увеличилось. Изучив итоги выборов в Верховную Раду, а также местные органы власти «Слово и Дело» обнаружило четкую закономерность: чем скромнее ввыборная должность, тем больше женщин получают доступ к власти.
Согласно Отчету по глобальному гендерного разрыву 2016 года, представленному Всемирным экономическим форумом, Украина занимает 69 место по индексу гендерного равенства (в рейтинге среди 142 стран).
Этот показатель рассчитывается, исходя из соотношения неравенства между мужчинами и женщинами в возможностях построить карьеру, получить образование, а также состояться в политике. В топ-10 стран по индексу гендерного равенства вошли Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Ирландия, Руанда, Филиппины, Швейцария, Словения и Новая Зеландия.
Украина традиционно лучшая в доступе к образованию. Что касается высшего образования, то женщины даже имеют более высокие показатели (в соотношении 88 к 77). Значительно хуже индексы экономического и политического участия женщин. Очень малое количество женщин-депутатов (12,5%) парламента и местных представительных органов, на высших должностях исполнительной власти или в местных органах управления. В среднем в мире женщины занимают 22% мест в национальных парламентах.
В 2013 году была принята законодательная квота в 30%, которая на выборах 2014 года не дала ожидаемых результатов (20 из 29 партий не выполнили этого требования). По результатам внеочередных парламентских выборов, только 12,5% женщин попали в парламент. Из 423 народных депутатов сейчас в Раде всего 53 представительницы прекрасного пола. Хотя этот показатель лучше по сравнению с парламентскими выборами 2012 года, когда в Раду прошло чуть больше 9% женщин. Квоты не сработали, потому что не было никаких санкций за их нарушение. Равно как и в Законе «О местных выборах в Украине» 2015 года.
Не лучше ситуация в Кабмине, где также самые высокие должности достались только 12,5% женщин. На 24 министра у нас приходится всего три женщины: вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе, министр образования Юлия Гриневич и исполняющая обязанности министра здравоохранения Ульяна Супрун. А вот среди заместителей вице-премьер-министров и министров женщины составляют 26,5%.
Любопытно, что только одной женщине доверили руководить областью – главе Харьковской обладминистрации Юлии Светличной.
Подробнее – на инфографике.
Зато на местных выборах у женщин было больше возможностей попасть в органы власти, благодаря меньшей ценности мандата, по сравнению с парламентским. И женщины сполна воспользовались таким шансом. По результатам гендерного мониторинга местных выборов 2015 года, в 22 областных советах количество женщин-депутатов составило 15%, а в городских советах – 18,1%. Наибольший уровень представительства женщин – в Сумском облсовете (21,9%). Меньше всего женщин допустили к власти в Одесском облсовете (9,5%), где среди 84 депутатов только 8 женщин.
Гораздо больше представительниц прекрасного пола стали мэрами городов областного и районного значения, а также стали главами поселковых и сельских советов. Но тут тоже прослеживается четкая взаимосвязь между уровнем органа власти и количеством женщин в нем. В 144 городах областного значения и в так называемых городах-спутниках мэрами стали только 8 женщин. В городах районного значения было избрано 146 мэров, из них 14 женщин. Из 394 глав поселковых советов на выборах победили 76 женщин (19,3%), а сельсоветы возглавили 2256 женщин (32,1%) из 7029 сельсоветов, где были проведены выборы. Как видим, только на уровне сельсоветов женщинам удалось преодолеть 30-процентную избирательную квоту.
Подробнее – на инфографике.
«Слово и Дело» сообщало, что МОЗ отменил перечень запрещенных для женщин профессий.
Также мы писали, что ЕС поможет Украине развивать культуру и гендерное равенство.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»