В прошлом году министр социальной политики Андрей Рева пообещал, что Единый реестр получателей социальной помощи будет создан в 2018 году. На первый взгляд, у руководства Минсоцполитики довольно четкие и правильные намерения. Однако примечательно, что точно такие же планы у Минсоцполитики были два года назад. Так, в 2016 году Рева уверял, что в Министерстве с 2017 года будет действовать новое программное обеспечение, которое позволит объединить всю базу данных о лицах, нуждающихся в социальной защите. По словам министра, база должна быть открытой. Однако тогда свое обещание министр провалил.
«Слово и Дело» решило узнать, почему так сложно проходит создание Единого государственного реестра социальных выплат и что предусматривает процесс верификации.
Заместитель сопредседателя «Стратегической группы советников за поддержку реформ» Павел Кухта отметил, что верификацию можно проводить на этапе, когда начисляют, выдают социальные выплаты, нужно также тщательно проверять человека.
По его словам, все это сейчас есть, но вопрос в том, насколько эффективно это делают. Затем второй этап – уже предоставление выплат непосредственно, а далее предстоит этап постаудита.
Этапы верификации
«Верификация – это довольно непростой процесс, и на каждом этапе есть свои вызовы. На первом главное, чтобы была максимально полная информация, собранная для принятия решения о предоставлении или непредоставлении такой помощи. Должен быть также нормальный контроль», – отметил он.
«На этапе, когда уже предоставляются социальные выплаты, должны буть необходимые процедуры, понимание, как должно быть принято решение, если получается, что кто-то должен не получать выплаты, или вообще, например, нет человека. То есть как конкретно контролировать? По какой процедуре принимается решение? Как определить, кто виноват? Есть ли какая-то уголовная ответственность за это, или нет?», – пояснил Кухта.
По его убеждению, система должна нормально работать, а для этого работники должны быть заинтересованы максимально обнаруживать нарушения и проблемы.
Этап постаудита, по словам специалиста, прежде всего касается вопросов анализа.
«То есть нужно выяснить, насколько эффективно работает система социальной помощи», – уточнил он.
По его словам, в Минфине готовят рамочный проект, который задаст определенные правила, пропишет их.
Тогда, исходя из этих правил, верификация будет четко законодательно урегулирована, продолжил эксперт.
«Проблемный» реестр
_«Параллельно со всеми вышеназванными процессами верификация – это еще и вопрос единого социального реестра. В Минсоцполитики процесс идет, но проблема в том, что действительно уже более 10 лет этот процесс продолжается», – добавил Кухта.
Он подчеркнул, что уже 10 лет у нас пытаются построить реестр, но почему-то для власти это всегда было проблемой.
«Причина в том, что есть вопросы по донорскиму финансированию. Подходы были разные, но всегда этот проект шел очень трудно, но когда-нибудь он должен быть реализован, чтобы система вся заработала. По крайней мере в более-менее нормальном состоянии его могут создать», – отметил эксперт.
Отдельная проблема – доступ органов государственной власти к реестру и вообще системе реестров информации в Украине, акцентировал он.
«Они смешанные, различные, часто зарегулированные, то есть правила защиты персональных данных устаревшие, технически не очень удачные. Все это усложняет нормальный доступ государства к различным данным и затрудняет верификацию и проверки», – резюмировал Павел Кухта.
Как известно, программа деятельности Кабмина обязывает Андрея Реву создать эффективную систему назначения и предоставления льгот.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»