Мажоритарные войны: гречка, админресурс и цена депутатства

Читати українською
Александр Радчукполитолог

До 2014 года, чтобы получить мандат на мажоритарном округе, нужно было иметь три составляющих: авторитет или влияние в регионе, в котором кандидат планировал избраться, политические договоренности на высшем уровне и большое количество денег.

Такое мнение в эксклюзивном материале «Отменить нельзя оставить. Где ставить запятую в приговоре мажоритарке?» для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.

Как отметил эксперт, чтобы победить на мажоритарном избирательном округе, нужно было «инвестировать» в избирательную кампанию от 2 до 5 миллионов долларов в зависимости от ряда факторов.

«Сейчас средняя стоимость мажоритарной кампании колеблется в пределах 1-2 миллионов долларов», – добавил Радчук.

По его словам, формально мажоритарщик подотчетен только своему избирателю, а это значит, что он не зависит от партийных связей.

«Это весьма хорошая возможность для депутатов-мажоритарщиков, чтобы использовать свое голосование не в пользу государственным интересам, а руководствуясь собственной логикой течения политического процесса», – обозначил политолог.

Эксперт напомнил, что наиболее скандальными в 8-м созыве парламента стали довыборы в 205-м одномандатном округе в Чернигове летом 2015 года.

«МВД открыло более 5 десятков уголовных производств по фактам подкупа голосов избирателей, впрочем, никто из вероятных виновников так и не понес соответствующего наказания», – подчеркнул он.

По его словам, часто необходимые голоса добываются с помощью непрямого подкупа избирателей: и для кандидатов, и для самих украинцев, несмотря на усиление ответственности за подкуп на выборах, избирательные кампании стали некими бизнес-проектами.

Одни мажоритарщики вкладывают в «избирательные стартапы», другие – довольствуются ролью исполнителей за «избирательный гонорар». Часто таким «гонораром» становятся продуктовые пайки, а в народе такие предвыборные кампании кандидатов получили название «технология гречки».

«Добравшись до парламента, депутаты-мажоритарщики начинают по-другому чувствовать реальность. А отсутствие способов контроля со стороны избирателей дает поле для большого спектра коррупционных маневров», – констатировал Радчук.

По словам политолога, некоторые нардепы сознательно выбирали путь депутатства из-за привилегий, а именно неприкосновенности, согласно которой привлечь к уголовной ответственности народного избранника довольно сложно.

«Еще ряд народных депутатов-мажоритарщиков соглашаются на работу в исполнительной власти или просто составляют полномочия, учитывая личные обстоятельства, бросая на произвол избирателей, которые не так давно отдали за них свои голоса», – отметил Радчук.

Тем не менее, по его словам, дискуссии о том, нужно ли отказываться от мажоритарной составляющей выборов, имеют место.

Два года Москаля в должности: как работает закарпатский губернаторСегодня, 15 июля, губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль отмечает два года в этой должности. Аналитики «Слова и Дела» проанализировали, какие из своих обещаний на должности он выполнил, а какие – провалил.

«Дело в том, что мажоритарщики могут понадобиться для формирования большинства, а их голоса становятся спасительной волшебной палочкой для важных голосований. Но один из аргументов «против» заключается в том, что во время выборов по мажоритарной системе учитываются только те голоса избирателей, которые набрал кандидат-победитель», – пояснил политолог.

По его убеждению, досрочные выборы в 2014 году на некоторых прифронтовых избирательных округах – яркий пример недостатков мажоритарки.

Политолог уточнил, что теоретически дисциплинировать мажоритарщиков может урегулирование законодательства. По его мнению, нужна норма, которая давала бы возможность избирателям округа отозвать своего избранника.

«Ввести такой механизм для депутатов-мажоритарщиков вряд ли удастся, хотя подобные законодательные инициативы были в разные времена. Пока вопрос стоит глобально – изменить саму избирательную систему. Но и с этим пока также справится не могут», – резюмировал Александр Радчук.

Подробнее – в материале «Отменить нельзя оставить. Где ставить запятую в приговоре «мажоритарке?».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: