Субсидии-2017: хватит ли правительству денег, чтобы понравиться всем?

Александр Радчукполитолог

Отсутствие горячей воды в первые летние месяцы стало уже привычным явлением для киевлян. И хотя плата за коммунальные услуги, в том числе и за горячее водоснабжение, выросла в разы, ситуация коренным образом не изменилась. Поэтому каждый решает проблему самостоятельно: одни ставят бойлеры, другие закаляются холодной водой, остальные – переходят в режим ежедневных водных процедур в формате «кастрюли-тазики».

Работники коммунальных предприятий традиционно указывают на то, что подобный период испытаний сетей необходим, чтобы проверить их надежность и подготовиться к зимнему периоду. Как показывает опыт, летные испытания не решают проблемы: с первыми морозами трубы снова прорывает, и жители многоквартирных домов опять остаются без теплой воды, но уже зимой.

Но в ситуации с отсутствием горячей воды не только у жителей столицы, но и в других городах, есть и более аргументированная причина. Так, в компании «Киевэнерго» отмечают, что не получили компенсацию по льготам и субсидиям на сумму в 14,7 миллиарда гривен, из которых долги за электроэнергию и водоснабжение – 207 миллионов гривен, а за тепловую энергию и горячую воду – 12 миллиардов гривен. Вполне вероятно, что именно отсутствие денег на компенсации из Госбюджета приводят к ухудшению качества предоставления услуг компаниями.

Причина проста: количество граждан, которые нуждаются в субсидиях, постоянно растет, а денег в Госбюджете не хватает. Эксперты предупреждали о подобном сценарии еще в конце прошлого года. В правительстве отчитались, что справятся с ситуацией. Однако, как свидетельствуют реалии, денег действительно не хватает: задержки с финансированием льгот и субсидий продолжаются от 3 до 6 месяцев. Похоже, приближается время, когда Кабмину придется более решительно реформировать систему расчета за субсидии.

Денег хватит?

В Минфине признают: тех денег, которые были предусмотрены в Бюджете-2017 на компенсации субсидий, действительно мало. Эксперты отмечают: вместо заложенных 47 миллиардов гривен необходимо было бы предусмотреть не менее 100 миллиардов.

Оплата услуг ЖКХ: как могут наказать должниковЭксперт по энергетическим программам рассказал о том, как защитить население от санкций из-за долгов по коммуналке.

Чиновники же считают, что увеличения суммы до 60 миллиардов из Госбюджета должно хватить, чтобы закрыть вопрос по долгам. Кабмин подготовил и внес на рассмотрение парламента соответствующий законопроект с поправками в Госбюджет, в котором предложил увеличить расходы на субсидии на 14,1 миллиарда гривен. Верховная Рада поддержала позицию правительства. «Этой суммы достаточно для закрытия потребности, которая сегодня возникла. На 1 января задолженность составляла 23 миллиардов гривен, сейчас это 33, а с учетом того, что возможные списания определенных сумм, дополнительных 15 миллиардов гривен должно быть достаточно, чтобы закрыть годовую потребность», – подчеркнул заместитель министра финансов Сергей Марченко в ходе обсуждения проблемы в рамках круглого стола «Субсидии и долги за газ: мифы и реальность».

Впрочем, по мнению представителей компаний-поставщиков коммунальных услуг, дополнительных средств из бюджета хватит, чтобы решить проблему лишь до октября этого года. Далее начнется новая волна задолженностей, которая может иметь значительно худшие последствия, ведь тарифы на тепло будут расти и дальше.

Операция «понравиться всем»

Глава Кабмина излучает оптимизм. По его словам, правительство уже начало активную подготовку к отопительному сезону 2017/2018, в котором существенных проблем не ожидается. «В прошлом году, как бы нас ни пугали, мы подготовились к отопительному сезону. Мы провели серьезную работу по накоплению ресурсов, проведения ремонтных работ, чтобы пройти зиму. И следующий отопительный сезон пройдем стабильно и качественно», – отметил Владимир Гройсман, открывая специальное селекторное совещание с председателями облгосадминистраций по подготовке к осенне-зимнему периоду.

Обновленная программа жилищных субсидий: что изменилось?С 1 мая в Украине начала работать обновленная программа жилищных субсидий: «Слово и Дело» разобралось, какие изменения ждут украинцев.

При этом вразумительного ответа, что дальше делать с проблемой задолженности по субсидиям, у премьер-министра нет. Очевидно, выделенные дополнительные средства из Бюджета не решают проблемы.

Ситуация может ухудшиться на фоне решения правительства по изменению условий получения субсидий. Ведь с 1 мая действуют новые нормы правительственного постановления №848, которые еще больше упрощают порядок предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату ЖКХ. Обновленная программа предоставления субсидий увеличивает социальную норму, по которой предоставляется услуга (для нетрудоспособного человека она увеличивается с 49 кв. м. до 75 кв. м. жилья, в котором он проживает), за счет местных бюджетов планируется предоставлять субсидию гражданам, проживающим в садовых домах или дачных кооперативах.

Таким образом, несмотря на нехватку денег на субсидии, правительство расширяет перечень лиц, которые могут претендовать на получение социальной помощи. Похоже, желание «понравиться всем» и дальше превалирует над здравым смыслом.

Какая альтернатива субсидиям?

Осенью и правительству, и поставщикам комуслуг, и самим пользователям придется несладко. Вариантов со срочным решением проблемы будет всего три: увеличивать расходы Бюджета еще примерно на 20 миллиардов гривен для того, чтобы погасить долги, оставить долги перед населением для оплаты их в следующем году или вносить изменения в формат начислений субсидий.

Прежде всего речь идет о более пристальной проверке семей-получателей субсидий. В Министерстве социальной политики сообщили, что в ходе переоформления субсидий на отопительный сезон 2017/2018 отсеется от 2 до 5% субсидиантов. Решение об отказе принимается на основании того, что домохозяйство, которое хочет получить субсидию, неправильно указало состав или размер доходов семьи.

Повышение тарифов – латание дыр, которое осенью может стоить власти социального взрываЭкс-министр топлива и энергетики объяснил, к каким последствиям может привести политика повышения тарифов на коммунальные услуги.

В целом же, по данным министерства, в 2016-2017 годах субсидию оформили 7,4 миллиона украинских семей или 44% от общего количества всех домохозяйств. Очевидно, в правительстве все же планируют более тщательно принимать заявки на оформление новых субсидий, ведь денег катастрофически не хватает уже сейчас, а тарифы продолжают расти.

Предоставление субсидий является не слишком эффективным способом социальной помощи по одной существенной причине: энергетические затраты Украины являются одними из крупнейших в странах Европы и мира. И именно жилой фонд и жилищно-коммунальное хозяйство являются наиболее затратными секторами. Более продуманной была бы политика, если бы часть денег, которая сейчас идет на субсидии, тратилась на улучшение энергоэффективности. Это касается как домохозяйств, так и программ по модернизации предприятий, предоставляющих коммунальные услуги. Даже если эти предприятия являются частными, государство может стимулировать их не выплатами компенсаций из бюджета, а дешевыми кредитами на улучшение показателей по энергоэффективности.

Первый шаг был сделан в прошлом году, когда правительство создало Фонд энергоэффективности – орган, который путем сотрудничества с населением должен провести модернизацию жилого фонда и сэкономить энергоресурсы. Однако Фонд не может заработать эффективно без запуска действенной системы монетизации субсидий. Кроме того, те граждане, которые не получают субсидий, просто не могут позволить себе сотрудничество с Фондом, потому что после оплаты коммунальных услуг не имеют финансовой возможности еще и модернизировать свое жилье.

Вопрос субсидий – это прежде всего социальный аспект. Однако пока что созданная система работает по замкнутому кругу: увеличение стоимости тарифов приводит к обнищанию украинцев, которые вынуждены оформлять субсидии. Денег на компенсации в Бюджете катастрофически не хватает и в то же время из-за такого перераспределения налогов государство продолжает стимулировать неэффективное использование энергетических ресурсов.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...