Контроль без порядка: чего ожидать украинцам от дорожной полиции?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Повышение штрафов за нарушение правил дорожного движения и реформирование ГАИ в дорожную полицию пока не дают желаемого эффекта: украинцы продолжают массово гибнуть на дорогах. Данные за 2016-ый год впечатляют: произошло почти 155 тысяч аварий, что на 11,6% больше, чем в 2015 году. Погибли 3187 человек, более 32 тысяч получили травмы различной степени тяжести.

В 2017 году тенденции не изменились. По данным Управления безопасности дорожного движения Национальной полиции Украины, за 4 месяца этого года произошло 50383 ДТП, что на 14,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В начале июня в Нацполиции зафиксировали рекордное количество ДТП с погибшими: за трое суток, с 3 по 5 июня, погибли 36 человек.

Эксперты связывают рост уровня аварийности с увеличением количества автомобилей на дорогах. Правоохранители среди причин называют еще и тотальное пренебрежение правилами дорожного движения. Чаще всего ДТП происходят из-за превышения безопасной скорости, нарушение правил маневрирования и управления транспортным средством в нетрезвом состоянии.

Однако и сами правоохранительные органы причастны к опасной тенденции увеличения смертности на дорогах. Ведь кто, как не они, должны тщательно следить за соблюдением водителями ПДД и наведением порядка на дорогах?

Долгожданный запуск

Ситуация должна измениться уже в этом месяце, обещают в Нацполиции. Ведь на днях свою работу начали первые экипажи дорожной полиции. Так, на патрулирование вышли 20 экипажей, которые будут следить за порядком на 1200 км украинских дорог. Это в основном трассы международного и национального значения, такие как Киев-Харьков, Киев-Ковель, Киев-Зборов.

Пешеходы не знают ПДД: пора учить людей выживанию на улицах, а не в лесуГендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров объяснил, какие нормы ПДД нужно изменить.

Предполагается, что в будущем один экипаж патрульных будет работать на 25 км дорог. Всего планируется передать под контроль полицейских до 9000 км украинских дорог. Также в распоряжении дорожной полиции будут и стационарные посты. Определено 8 таких постов, которые патрульным достались «в наследство» от ГАИ. Всего к дорожной полиции должны присоединиться около 2500 патрульных.

В Нацполиции обещают, что эти посты будут выполнять не только контрольную функцию, но и сервисную. «В будущем эти стационарные посты станут дорожными станциями патрульной полиции. Граждане смогут получить определенные услуги, а также на них будет размещаться не только патрульная полиция, но и в будущем другие службы, которые будут взаимодействовать, чтобы лучше осуществлять надзор за состоянием дорог, оказывать услуги гражданам и взаимодействовать с целью улучшения ситуации как с аварийностью, так и с состоянием дорожного покрытия», - отметил первый заместитель начальника департамента патрульной полиции Алексей Билошицкий.

Чем отличается от ГАИ?

А вот у самих водителей появление дорожной полиции пока вызывает разве что скепсис. При этом опасаются они как неспособности патрулей навести порядок на дорогах, так и превращения их в аналог бывшей ГАИ.

Границы ответственности: почему не удается приблизить безопасность движения на дорогах к евростандартам?Политический эксперт оценил нововведения правил дорожного движения и оценил предлагаемые изменения.

В Нацполиции уверяют: все новые патрульные ранее не несли службу в рядах ГАИ. А главное отличие от ГАИ заключается в том, что дорожные патрули будут не стоять на месте, а 90% времени находиться в движении. То есть «прятаться по кустам» или намеренно создавать водителям неудобные ситуации, которые бы провоцировали дачу взятки, они не будут.

Кроме того, дорожная полиция не является отдельным подразделением, а входит в состав патрульной полиции. Поэтому полицейские смогут заменять друг друга: кто-то будет патрулировать улицы городов, кто-то - дороги. Как скажется такая практика на качестве выполнения обязанностей - пока прогнозировать сложно.

«Беззубые» полномочия

Дорожная полиция как пилотный проект начала работу еще в октябре 2015 года. Первые шесть полицейских экипажей на автомобилях «Hyundai Sonata» начали патрулирование трассы Киев-Житомир. Экипажи действительно работали в режиме патрулирования: они крайне редко останавливались на обочинах, большую часть времени следили за движением в потоке автомобилей.

Впрочем, назвать эффективной такую работу патрулей сложно. Ведь фиксировать превышение скорости или другие нарушения они до сих пор не могут. Никаких технических средств полицейские не имеют и реагируют уже на вопиющие случаи нарушения. При этом, даже остановив авто, патрульные должны указать одно из 9 оснований, указанных в законе «О Национальной полиции».

ДТП в Украине: причины и наказания за нарушение ПДД«Слово и Дело» решило проанализировать причины ДТП в Украине и количество жертв в их результате.

Доказать нарушение водителем скоростного режима должны будут специальные сертифицированные устройства. В случае фиксации превышения скорости патрульные получат право остановить нарушителя и привлечь его к ответственности на месте. А пока модель такого измерительного устройства в Нацполиции только подбирают, после чего еще необходима процедура сертификации и выпуска технического регламента для его использования. Сейчас на автомобилях патрульных полицейских должна была быть установлена система «Рубеж», которая позволяет выявлять автомобили, которые находятся в розыске.

С такими ограниченными полномочиями патрульные могут надеяться только на психологический и профилактический эффект от их работы на дорогах. Более того, в отличие от ГАИ, сейчас дорожная полиция лишена возможности осуществления так называемых «слепых» проверок, благодаря которым создавался эффект внезапности.

Юристы указывают и на еще один важный аспект, который мешает полиции действовать более решительно, - устаревшие нормы Административного кодекса. Прежде всего, нужно изменить ряд норм, которые бы учли и расширение полномочий полицейских, и гарантии участникам дорожного движения в случае совершения незначительных правонарушений. А вот более серьезные нарушения ПДД эксперты советуют отнести к Уголовному кодексу.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: