Декоммунизация: удалось ли демонтировать «совок» в сознании украинцев?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Стартом процесса декоммунизации можно считать 8 декабря 2013 года, когда в разгар революционных событий на Майдане был свергнут и уничтожен памятник Ленину. С этого момента в Украине начался настоящий «ленинопад».

Такое мнение в эксклюзивном материале «Страхи декоммунизации. Удалось ли украинцам окончательно избавиться от советского прошлого?» специально для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.

«К 2015 году процесс декоммунизации приобрел не только общественное, но и государственное значение, и закрепился на законодательном уровне. Весной 2015 года ВР приняла так называемый «декоммунизационный пакет» – законы о запрете пропаганды коммунистического режима, открытии архивов КГБ, чествовании борцов за свободу Украины в ХХ веке, увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне», – напомнил Радчук.

Несмотря на законодательные инициативы, долгое время разрушение советской идеологии тормозилось и даже саботировалось самим обществом.

В некоторых регионах процесс декоммунизации завершился именно благодаря вмешательству государства, а не по причине его осознания самими гражданами.

«Точку в процессе декоммунизации поставила ВР в мае 2016 года. Парламент принял три постановления о переименовании коммунистических названий населенных пунктов. Новые названия получили почти 300 городов, сел, поселков и районов. Последним крупным городом, который упорно не хотел сдаваться на пути к декоммунизации, стал Кировоград. Местные жители до сих пор неоднозначно относятся к переименованию в Кропивницкий», – рассуждает Радчук.

«Кировоград жив»: как украинцы отреагировали на переименование очередного обласного центраПользователи соцсетей прокомментировали переименование Кировограда в Кропивницкий в рамках декоммунизации.

На его взгляд, наиболее неоднозначно был воспринят украинцами третий этап декоммунизации – переименование улиц.

Если говорить о недостатках процесса, добавил политолог, то согласно выводу Венецианской комиссии, обеспокоенность вызывает нечеткость норм закона и слишком широкая сфера применения наказания.

«Например, по закону запрещено демонстрировать и распространять картинки с цитатами или высказываниями советских деятелей. Кроме того, слишком расплывчатым является словосочетание «пропаганда тоталитарных символов»: сама данная норма предусматривает суровое наказание, но толковать ее можно слишком многогранно. В случае политической необходимости подобная статья закона может стать мощным оружием против идеологических конкурентов», – рассказывает политолог.

«Ленинопад»: сколько памятников Ленину снесено в Украине? ИнфографикаСтатистика сноса памятников Владимиру Ленину в Украине за последние 2 года – от киевского до запорожского.

По сути, европейские эксперты предостерегают всех нас от того, чтобы сам процесс декоммунизации не привел к политическим последствиям, в том числе и так называемому процессу «охоты на ведьм», который может быть использован политсилами для повышения рейтингов.

Резюмируя, он подчеркнул, что процесс декоммунизации – это не только смена названий и символов советской эпохи, но и наполнение новым содержанием изменений, которые происходят.

«Искоренение «совка» в головах большинства украинских граждан – процесс длительный, требующий создания отдельной системы замещения, и одна лишь смена названий улиц ничего не трансформирует в сознании общества», – подытожил Александр Радчук.

Подробнее читайте в материале «Страхи декоммунизации. Удалось ли украинцам окончательно избавиться от советского прошлого?».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: