Прошлый год был особенно богат на невероятное количество критики, которая звучала со всех сторон. Если попытаться абстрагироваться и хоть немного объективнее оценить украинские реалии, то глубинных, тектонических сдвигов в 2015 году действительно было не так много. Количество условной «зрады» превышало количество «перемог».
Можно найти множество причин для объяснения такого положения дел, впрочем, основная заключается в нас самих и отношении друг к другу. Украинцы, решив, что хотят жить лучше, чем жили последние 25 лет, в 2013-2014 годах осуществили решительные шаги в направлении перемен. Однако именно 2015 год ярко продемонстрировал: системно работать над дальнейшими изменениями хотят и могут далеко не все. В обществе до сих пор сильными остаются патерналистские настроения, отдельное направление которых понемногу трансформируется в новейшее политическое мессианство.
Пока большая часть украинцев, вновь делегировав свою волю к изменениям политикам, вернулась к своим делам и уже успела разочароваться в послереволюционной власти, другая часть - активная - продолжает воевать на фронте, заниматься волонтерством, пытаться во что бы то ни стало «дожимать» реформы, демонстрируя незаурядное единство в общественном секторе. Конечно, на одном энтузиазме этой активной части общества государство не построишь. Впрочем, именно среди представителей прогрессивной части общественности особенно сильно ощущаются упаднические настроения и обостренное чувство «зрады».
Новые украинцы - нация сомнений. Этакие картезианцы - исповедники двойственной природы человека, которые во всем умеют увидеть «двойное дно», коварный заговор или недостаточную волю к переменам. Для этих людей «сезон ожиданий» от государства уже давно прошел, они понимают, что новая страна невозможна без системных преобразований и изменения сущности. Однако природа постреволюционной «зрады» заключается в завышенных ожиданиях по изменению отношений и пониманию новейших реалий от других граждан, которые иногда просто не успевают или не способны угнаться за движением времени.
Политический цугцванг
2015 год был насыщен разнообразными политическими событиями. После крайне тяжелого и переломного 2014 года именно в этом году ожидания украинцев по смене политических реалий и связанных с этим проведением реформ были едва ли не самыми высокими за всю новейшую историю независимой Украины.
Впрочем, чуда не произошло. Предвестником первых проблем стали заявления политиков относительно переформатирования Кабмина уже в начале весны. И хотя поводов было достаточно, утвержденная парламентом в конце 2014 года программа действий Кабмина предусматривала летний иммунитет для правительственной команды Арсения Яценюка. Впрочем, в прошлом году парламентарии удовлетворили лишь отставку вице-премьер-министра Валерия Вощевского. Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский и глава Министерства информационной политики Юрий Стець подали в отставку сами. Тогда как заявление об увольнении по собственному желанию министра здравоохранения Александра Квиташвили Верховная Рада не может удовлетворить еще с середины лета.
Запомнился 2015 год и первыми открытыми противостояниями власти и олигархов. Началось все с дела «Укрнафты» и громкой отставки с поста главы Днепропетровской ОГА Игоря Коломойского. С тех пор между ним и президентской командой продолжается политическое противостояние. Первая вспышка - неприятные по методам ведения борьбы довыборы в ВР по 205-му мажоритарному округу, где представитель команды Коломойского Геннадий Корбан в дебютной схватке за депутатский мандат проиграл экс-главе ГУД Сергею Березенко. Противостояние продолжилось и во время местных выборов: партия «УКРОП» благодаря серьезной финансовой и медийной поддержке сумела пройти в большинство местных советов. Апогеем противостояния между властью и олигархом стало задержание и судебный процесс над лидером партии «УКРОП» Геннадием Корбаном.
Местные выборы определили очередные изменения в отечественном политическом ландшафте. Президентская команда усилила свои позиции на местах, впрочем выборы существенно повлияли на расстановку сил. Во-первых, значительно улучшили свои электоральные позиции партия «Батькивщина» и на разочаровании вырос рейтинг «Оппозиционного блока». В то же время появились новые политические игроки, такие, как «УКРОП», «Наш край», «Аграрная партия», «Сила людей». Укрепила свои позиции «Свобода». А вот разочарованием года стала партия «Самопомощь», от которой избиратели ожидали более решительного наступления и действий в реформировании страны. Постепенно теряет позиции «Радикальная партия Олега Ляшко».
По прогнозам экспертов, в 2016 году следует ожидать нового всплеска партийного строительства. Речь идет об электоральной нише «Народного фронта», которую может с успехом занять новая партия во главе с чрезвычайно популярным в народе главой Одесской ОГА Михеилом Саакашвили. В то же время возникнет спрос на непопулистские проекты, подобные «Силе людей» и «Демальянсу». Пока лидеры этих партий могут пойти в общем тренде политических процессов, зато их места попытаются занять новые амбициозные политики из общественного сектора.
Однако прогноз относительно досрочных парламентских выборов в 2016 году остается более чем актуальным. Недавно в «БПП» стали активнее обсуждать возможность замены Арсения Яценюка на более нейтральную фигуру из «Народного фронта» на должности премьер-министра. Им вполне может стать глава СНБО, соратник премьера Александр Турчинов. Неуступчивость «Народного фронта» приведет к очередному парламентскому кризису и перезагрузке Верховной Рады. В принципе, в этом сценарии, кроме пропрезидентской команды, заинтересованы все нынешние политические игроки. А на помощь «БПП» может прийти Саакашвили во главе нового политического проекта. Поэтому, скорее всего, вопрос досрочных парламентских выборов стоит только в плоскости возможных дат проведения. Еще один аргумент в пользу проведения досрочных выборов - отсутствие необходимого консенсуса в парламенте относительно внесения изменений в Конституцию.
Еще один возможный вариант сохранения действующей коалиции в нынешнем состоянии - частичное переформатирование правительства. Правда, создается впечатление, что пока подобные заявления - это лишь попытка «почувствовать» настроения соратников, своеобразный тактический ход на проверку дальнейших планов вероятных конкурентов.
Главный тренд «зрады» 2015 года - торможение реформ. При этом, к концу года в правительстве звучали заявления, мол, не все так плохо, кивая на проколы в работе парламентской коалиции. Зато нардепы говорят о сопротивлении во внедрении быстрых изменений, указывая именно на уровень исполнительной власти. Критика в стиле «все против всех» усилилась в конце года, когда встал вопрос возможной отставки правительства. Особенно часто приходится слышать обвинения в коррупции: соратники обвиняют друг друга, оппозиционные силы также не отстают, гражданское общество видит и указывает на источники коррупции, которые находятся прямо под носом у чиновников.
Вполне естественно, что тема борьбы с коррупцией звучала лейтмотивом на протяжении всего 2015 года. Нардепы обвиняли Генпрокуратуру в бездеятельности в этом вопросе, периодически собирая подписи за отставку генпрокурора Виктора Шокина. Зато в самом ГПУ не способствовали созданию отдельных структур для борьбы с коррупцией на высшем уровне. Антикоррупционная прокуратура начала работать только в конце года, а назначение председателя Национального антикоррупционного бюро сопровождалось многочисленными скандалами, связанными с умышленным затягиванием конкурса. Всего в 2015 году было создано 5 специальных структур для борьбы с коррупцией, в Бюджете предусмотрены значительные средства на финансирование их деятельности. В 2016 году эксперты ожидают громких задержаний и разоблачений, а также эффективных расследований резонансных дел.
Нерешенные проблемы - источник скрытых угроз
Главные политические «мины замедленного действия» связаны с конфликтом на Донбассе и аннексией Крыма. Несмотря на то, что между сепаратистскими войсками и вооруженными силами продолжается шаткое перемирие, обстрелы украинских позиций не прекращаются ни на день. Очевидно, ничего хорошего подобный ход событий Украине не обещает: неподконтрольные территории Донбасса приобретают все больше атрибутов непризнанных республик на постсоветском пространстве. Задача власти на следующий 2016 год - не просто тянуть время, держа оборону в прифронтовых территориях, но и повернуть ситуацию в свою пользу. В случае постепенного ослабления российской экономики и политической нестабильности в РФ, шансы Украины укрепить свои позиции на Донбассе вырастут. Самый очевидный вариант, к которому уже присматривается украинская власть - введение международного миротворческого контингента ООН.
Также своеобразной «пороховой бочкой» для Украины является внесение будущих изменений в Конституцию в части децентрализации и предоставления территориям Донецкой и Луганской областей особого статуса. Опасность заключается именно во внутреннем политическом противостоянии, ведь общество данный вопрос очень беспокоит: если речь не идет об автономных правах для определенной территории суверенного государства, то что будет означать введение «особого статуса» для этих областей? Кремль не зря постоянно напоминает о необходимости выполнения Украиной данного пункта в ходе переговоров трехсторонней контактной группы в Минске. С одной стороны, Украина уже частично выполнила эти условия, с другой - еще не перешла к их воплощению в жизнь. Таким образом, происходит своеобразная игра «у кого нервы слабее»: с одной стороны, украинская сторона формально соблюдает договоренности, с другой - тянет время. Вопрос лишь в том, удастся ли РФ полноценно в очередной раз использовать силы «пятой колонны» и осуществить очередную попытку федерализации Украины. Подобные действия в Кремле планировали еще весной 2014 года: «парад суверенитетов» должен был полностью раскроить суверенную Украину и фактически уничтожить государство. К счастью, план провалился, однако соблазн вернуться к его воплощению в российской власти совсем не исчез.
Еще одна точка отсчета - Крым. В 2015 году военное присутствие России на полуострове только усилилось, к тому же еще и ядерным оружием. При этом, никуда не исчезла антиукраинская пропаганда, хотя экономического прорыва и процветания, как этого ожидали крымчане, так и не произошло. На этом фоне побед в Украине крайне мало: лишь титаническими усилиями общественных активистов и крымских татар удалось наконец поднять на государственный уровень вопрос продуктовой и энергетической блокады полуострова. Лидеры Евросоюза и США также считают Крым незаконно аннексированной территорией и настаивают на его возвращении в состав Украины. Впрочем, в мире признают: данный вопрос решить без военного вмешательства будет невозможно, поэтому остается ожидать эффекта от экономических санкций, задействованных против российских чиновников и страны в целом. Эксперты сходятся в одном: Кремль может вернуться к пересмотру судьбы Крыма только после длительного периода экономической нестабильности, или краха действующей системы власти. Однако даже при таком пессимистическом для России сценарии ждать, находясь в постоянном напряжении, придется не менее 5-7 лет.
Сдержанный оптимизм
Все оптимистические надежды на 2016 год так или иначе связаны с решениями со стороны западных партнеров - ЕС и США, которые в 2015 году фактически предоставили стопроцентную поддержку Украине, время - в кредит. Непосредственной заслугой как отечественных дипломатов, так и чиновников из ЕС положительное решение о предоставлении Украине безвизового режима уже с середины текущего года.
Еще одно событие - с 1 января 2016 года вступили в силу подписанные договоренности о зоне свободной торговли Украины с ЕС. Соглашение об ассоциации - это не просто открытие европейских рынков для украинских производителей, но и возможность для отечественной экономики выкарабкаться из постсоветских сетей и наконец перестроить экономику на новый лад. Впрочем, с данным вопросом не все так однозначно. Россия уже заявила о сворачивании торговых отношений с Украиной именно из-за развития экономического сотрудничества с рынками ЕС. «Потепления» торговых отношений с РФ в 2016 году ожидать не следует. Хотя даже в условиях войны российское правительство все же идет на определенные уступки в вопросах торговли газом с Украиной. Кроме того, в условиях торговой войны с Украиной и продолжения санкций России также придется перестраивать свои экономические связи. Это также не просто, ведь круг партнеров из-за нелепой и агрессивной внешней политики Кремля ежегодно уменьшается.
Также следует отметить оживление отношений с НАТО, которое значительно активизировалось именно в 2015 году. Более того, вопрос присоединения к оборонительным структурам Альянса больше не пугает украинцев: социологические исследования свидетельствуют о росте процента поддержки гражданами интеграции в НАТО.
Вообще агрессивная экспансия «русского мира» с целью сохранить экономическое и геополитическое влияние на страны бывшего постсоветского лагеря оборачивается совсем другими, часто противоположными результатами для Кремля. Однако у авторитарного режима другого пути, кроме как держать в страхе и напряжении свой собственный народ, нет. Поэтому авторитарная власть будет лишь усиливаться, приобретая все больше признаков тоталитарного режима. Возможно, именно в таких условиях происходит наиболее комфортное развитие российской государственности, однако 2015 год продемонстрировал: Украине и ее гражданам не по пути с намерениями агрессоров. И 2016 год всего лишь укрепит этот вектор.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»