Мирный план Китая: какая его цель и что стоит за возросшей активностью Пекина

Китай, который на протяжении года войны в Украине усиленно делал вид, что сохраняет нейтралитет, внезапно развил бешеную дипломатическую активность. Презентация «мирного плана» по Украине, дипломатические визиты некоторых глав государств, недавно анонсированные, параллельно с этим – опасения США, что Китай готов поддерживать россию, предоставляя ей вооружение. Все указывает на то, что в Пекине решили стать двигателем «мирного процесса» по окончанию войны в Украине – в таком виде, в каком это окончание выгодно Китаю – и основным бенефициаром этого процесса.

«Слово и дело» разбиралось, что стоит за резко возросшей внешнеполитической активностью Китая, какие цели преследует Пекин и чего на самом деле стоят китайские «мирные планы».

Мирные предложения Китая: «За все хорошее против всего плохого»

24 февраля 2023 года, в день годовщины начала российской полномасштабной агрессии против Украины, Китай презентовал широкой общественности собственный так называемый мирный план по войне в Украине – под названием «Позиция Китая относительно политического урегулирования кризиса в Украине».

План, который уже неофициально назвали «За все хорошее против всего плохого», вызвал одобрение в россии, где заявили, что планируют изучить китайские предложения. Поддержал его и большой друг кремля Виктор Орбан, пока еще остающийся премьер-министром Венгрии. А вот в Украине и на Западе этот план вызвал отторжение – это показала реакция мировых лидеров.

В частности, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг подчеркнул, что китайский так называемый мирный план не вызывает особого доверия у демократических государств – и тому есть причины.

«Китаю не доверяют, потому что они не смогли осудить незаконное вторжение в Украину, а также подписали за несколько дней до вторжения соглашение между президентом Си и президентом путиным о безграничном партнерстве с россией», – объяснил генсек.

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что китайский план действий по урегулированию войны в Украине вообще нельзя назвать мирным, так как разработанный в Пекине документ ставит агрессора и жертву агрессии на один уровень.

Канцлер Германии Олаф Шольц также подверг китайский план резкой критике – за отсутствие четких формулировок и линий. При этом он одобрил только один пункт – касательно недопущения применения ядерного оружия.

В США на китайские предложения отреагировали резко отрицательно. Так, президент США Джозеф Байден отметил, что китайский план плох уже тем, что слишком хорош для россии, которая является агрессором. А советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, комментируя план Китая, подчеркнул, что этот план создавался без консультации с Украиной, зато, похоже, китайцы много раз общались с россией. По его мнению, для завершения войны достаточно первого пункта – об уважении к суверенитету всех государств, так как война может закончиться, как только рф покинет территорию Украины.

На фоне такой реакции западных стран и поддержки китайского плана со стороны россии и Венгрии особенно оскандалилось министерство иностранных дел Казахстана – там не просто всячески поддержали инициативу Пекина, но и использовали российский пропагандистский штамп об «украинском кризисе».

Интересно, что еще до публикации полного текста плана Китая министр иностранных дел Дмитрий Кулеба сообщил, что ключевые пункты этого плана Пекин передал для ознакомления Киеву – сделав это через топ-дипломата Ван И. Однако официальная реакция Украины оказалась более, чем сдержанной.

Например, в Офисе президента мирный план Китая раскритиковали. Советник руководителя Офиса президента Украины Михаил Подоляк отметил, что любая «мирная инициатива», которая предусматривает прекращение огня и установление новой линии разграничения в Украине, только ухудшит ситуацию – а китайский план именно такой подход, по факту, и предлагает.

Сам президент Владимир Зеленский на китайскую инициативу отреагировал несколько мягче – так, он допустил, что Украина готова обсуждать отдельные пункты мирного плана Китая, в первую очередь, те, где говорится о территориальной целостности и ядерной безопасности. Также он отметил, что интерес Китая к войне в Украине, выходящий за рамки привычного «нейтралитета», уже является хорошим знаком.

Политтехнолог Алексей Голобуцкий в комментарии «Слово и дело» высказал мнение, что план Китая в первую очередь учитывает интересы не Украины, и даже не россии, а именно самого Китая.

«Почему [план опубликован] именно сейчас? Потому что есть, мягко говоря, спрос на это. Годовщина войны, весь мир об этом говорит, Китай должен был как-то обозначиться, продемонстрировать свою позицию. Он же претендует на роль супердержавы – это с одной стороны. А с другой стороны, там ничего такого нет: за все хорошее, против всего плохо… Кажется, что там речь идет про Украину и россию, а на самом деле все там направлено на китайские интересы. Станции, вопрос суверенитета – это про Тайвань» – объяснил он.

Кроме того, по мнению Голобуцкого, китайский мирный план – это, первое, попытка показать западным странам, что Китай не согласен со сложившейся ситуацией, не готов договариваться, ему не нравится, что Запад вводит ограничения и санкции против россии. Кроме того, это попытка Китая продемонстрировать странам так называемого третьего мира – Пекин не бездействует, а предпринимает усилия для прекращения войны в центре Европы.

«Но это очень неудачное предложение со стороны Китая. Неудачное не потому, что предложение Китая, а потому, что там никакой ответственности ни для кого нет. Супердержава, у которой второй по величине ВВП в мире, должна не просто выступать с такими мирными предложениями, а давать какие-то гарантии. Поэтому, с точки зрения интересов Китая, с точки зрения соперничества с США это полное поражение» – отметил политтехнолог.

Впрочем, добавил он, конечно, Украине было бы значительно хуже, если бы Китай заявил, что в случае, если его план не примут, он начнет открыто поддерживать россию. Но явно Пекин на поддержку кремлевского режима никогда не пойдет, так как основные рынки Китая – это США и Европа. Все плюсы, которые Китай имеет с россии, например, дешевые энергоносители, не закрывают проблемы, которые есть у китайского государства; например, сейчас США активно переносят производства, в том числе в Индию, которая демонстрирует более позитивную динамику. В этих условиях Китай будет говорить о мире в Украине именно с Западом, а не учитывать позицию россии и, уж тем более, не станет обещать ей какую-то поддержку.

Место встречи изменить нельзя

Еще одним интересным фактором, который может свидетельствовать об изменении внешнеполитических векторов Китая, стало большое количество визитов глав государств в Пекин, которые были анонсированы на ближайшее время.

В начале января 2023 года издание Financial Times писало, что Китай готовит радикальную перезагрузку во внешней и экономической политике. Главная цель Пекина – улучшить отношения с некоторыми западными странами, прежде всего с Европой, где китайские позиции пострадали из-за негласной поддержки Китаем россии.

Еще одна цель Китая заключается в том, чтобы максимально дистанцироваться от Москвы, по крайней мере, официально – чтобы не нести репутационные, политические и экономические издержки из-за поддержки кремлевского режима. Ровно этой же цели может служить китайский мирный план – не случайно же его опубликовали именно в годовщину российского вторжения в Украину.

26 февраля посол Китая в Европейском союзе заявил, что в скором времени с визитом в Китай могут прибыть лидеры Европейского Союза, в том числе глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент Евросовета Шарль Мишель.

Днем ранее, 25 февраля, о планах посетить Китай объявил также президент Франции Эммануэль Макрон. Предположительно, он побывает с визитом в Пекине в начале апреля.

Президент Зеленский 24 февраля заявил, что планирует встретиться с лидером Китая Си Цзиньпином. И если эта встреча действительно произойдет – хотя МИД Китая всячески уклоняется от прямых ответов на вопросы – это может знаменовать действительно резкий разворот политики Китая в отношении Украины и российской войны.

Военно-политический обозреватель группы «Информационное сопротивление» Александр Коваленко считает, что активизация Китая на внешнеполитическом фронте связана с тем, что Пекин действует, так как осознает, что оказался за бортом действительно исторического события и не может допустить, чтобы США и Европа оказались более влиятельными. Другое дело, что выходит это у Китая откровенно плохо.

«Китай сейчас пытается играть на большой геополитической арене. Он видит, что в ситуации с Украиной у него нет никакого места – основные позиции у США и стран Европейского Союза, в первую очередь, Великобритании, Германии, Франции. А вот где место Китая в этом исторического, мирового значения событии? Нет никакого места. Поэтому он пытается искать свое место, пытается имитировать миротворческую деятельность – именно так это можно назвать, это имитация. С другой стороны, он в этой имитации пытается быть хорошим со всех сторон, как для россии, так и для Украины, Европейского Союза, и США. Но этот баланс, который он пытается удерживать, он является неэффективным и не принесет Китаю какого-то профита. Китаю нужно более тщательно выбрать свою сторону» – сказал он.

При этом он также считает, что на оказание прямой поддержки россии Китай не пойдет – потери от такого шага значительно перевешивают любые возможные выгоды для Пекина.

«Россия не является для Китая основным партнером. Россия не является для Китая геополитически важным партнером. Россия – фактически уже страна-изгой. Китаю от россии что-то нужно? У него и так уже есть все, что нужно; если мы говорим про территории, то до Байкала и так живет уже больше китайцев, чем россиян. Технологии? Уже не нужны. Экономические связи у Китая с США значительно сильнее, чем с россией. То есть, Китай продолжает использовать россию, как ресурно-сырьевой придаток, только вот россия никуда не денется, даже если Китай вдруг станет занимать сугубо проукраинскую позицию – россии же надо куда-то продавать свой лес, не только свои ресурсы» – объяснил он.

Таким образом, резюмирует Коваленко, позиция Китая, которую Пекин выразил в своих мирных предложениях, является некорректной. Китай либо изменит ее, либо же, поддерживая россию, сам вплотную приблизится к статусу страны-изгоя. Правда, для Пекина это станет экономическим самоубийством.

«Если китайцы начнут открыто помогать россии (поставлять ей вооружение и боеприпасы, о чем предупреждали США – ред.), в этом случае против Китая будут применены санкции. Это против страны, вся экономика которой завязана на экспорт и держится на огромном количестве экспортных позиций… Это будет уничтожающий удар, в Китае тоже отлично это понимают, и пойти на такой риск… Если они хотят заработать пятнадцать миллиардов, а потерять полтора триллиона, то да, пусть идут на такой риск. Но мне кажется, что нет» – сказал он.

Что в Китае забыл Лукашенко

В визите в Китай белорусского диктатора Александра Лукашенко, казалось бы, нет ничего особенного – этот визит продлится с 28 февраля по 2 марта. Хотя западные аналитики считают, что визит Лукашенко направлен на попытку Пекина скрыть факты нарушения санкций при передаче оружия россии – оружие будет передаваться Беларуси, а Беларусь отдаст его рф – в экспертной среде считают, что визит Лукашенко направлен на совершенно другие цели.

Так, эксперт программы «Международная и внутренняя политика» Украинского института будущего (UIF) Игар Тышкевич объясняет, что именно привело Лукашенко в Китай.

«Первое – это экономическое сотрудничество. Для Беларуси Китай очень важен, так как первый этап развития отношений – он завершился, был поставлен на паузу, не в последнюю очередь из-за беларусского политического кризиса. Соответственно, есть необходимость у Минска переформатировать эти отношения – в плане транзита, в плане сотрудничества в экономических областях, и так далее» – отметил он.

Второе, отмечает Тышкевич, это общая политическая необходимость для Минска найти противовес влиянию россии на Беларусь. Сейчас Китай, по словам эксперта, по результатам саммита ШОС в сентябре 2022 года поднял сотрудничество с Беларусью на один уровень выше, чем сотрудничество с рф. Теперь Лукашенко планирует «монетизировать» это достижение в реальные проекты.

«Если это получится, китайский фактор станет очень хорошим балансиром российского влияния… Есть три основных страны для Беларуси: это россия, Китай и Турция. С Эрдоганом у Лукашенко неплохие личные отношения, совместный бизнес двух стран. С Китаем все то же самое, только на уровень выше» – подытожил он.

Александр Коваленко предполагает, что Лукашенко ищет в Китае посредника для ведения переговоров с западными странами касательно будущего своего режима, который вполне может быть демонтирован по итогам войны – так как Минск уже показал себя, как сторонник российских террористов.

«Лукашенко пытается максимально играть на международной арене среди тех, кто может его поддержать. И Китай – среди тех, кто может его поддержать. Но поддержать в вопросе чего? Вот, что самое интересное. Лукашенко понимает, что сегодня он играет на стороне проигравших – россии, которая, как мы понимаем, уже проиграла войну. И он задумывается о своем будущем» – объяснил он.

Коваленко отметил, что самопровозглашенный президент Беларуси никак не мог отказать рф в предоставлении своей территории для ударов по Украине. Однако сейчас ему срочно нужно наладить контакты с международными партнерами Украины – США и ЕС.

«Ему нужно через кого-то вести эту дискуссию – в первую очередь, по вопросу сохранения своей жизни. Вот в чем проблема. Он сейчас обеспокоен тем, каким дальше будет развитие событий касательно его личности… Россия проиграла, это понятно, а что будет с Беларусью? Ему нужны какие-то гарантии, какие-то переговоры. И он готов и в самом деле идти на какие-то компромиссы, лишь бы остаться у власти и избежать Гааги после войны, когда будут карать военных преступников. То есть, сейчас ведется еще и такая игра со стороны Лукашенко: он ищет для себя спасение через Китай, потому что Пекин может общаться с представителями западного мира» – считает он.

При этом Коваленко высказал мнение, что Лукашенко вряд ли будет искать в Китае защиты от действий россии, чтобы минимизировать риски смены власти в Беларуси по приказу из Кремля.

«Китай в этом вопросе никак Беларуси не поможет. Не отправит же он свои войска в Минск, чтобы защитить Лукашенко? Даже политическое влияние ничего не изменит. Я так понимаю, путин уже привык к тому, что Лукашенко ему не поможет в войне. И если бы он хотел заменить Лукашенко, это было бы сделано еще тогда, когда вступление в войну беларусской армии еще принесло бы какой-то полезный эффект. Но сейчас даже задействование беларусской армии – оно, фактически, не даст никакого эффекта» – объяснил обозреватель.

Таким образом, затрата ресурсов и сил на смену режима Лукашенко не будет оправдана – тем более, Лукашенко не отдаст власть просто так. Не факт, что россия в итоге не получит на территории Беларуси мощное партизанское движение, в котором объединятся как «лукашисты», так и беларусская оппозиция, по принципу сначала изгнать оккупантов, а затем решать, кто подхватит власть.

«Это будет самый плохой сценарий в Беларуси для российских оккупационных войск, которые там находятся. Они там в меньшинстве, они недоукомплектованы… поэтому менять Лукашенко никто не будет. Еще в 2022 году этот сценарий можно было изучить более детально, а сейчас это для россии будет еще одним фиаско, а не победой» – резюмировал Коваленко.

Антон Корж, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО