О результатах работы украинского парламента за предыдущую неделю. О том, каких еще изменений ждать законодательства вдогонку к так называемому «закону о деолигархизации». О том, с какими странами МИД уже договорилось о признании бумажных сертификатов вакцинации и как украинцам их получить. А еще, о причинах повышения стоимости проезда в общественном транспорте Киева со времен независимости и до сих пор. «Слово и Дело» предлагает обзор самых важных новостей и собственной аналитики в аудиоформате - в подкасте «Словом».
Итоги работы Рады за неделю: что приняли народные избранники
Народные депутаты в период с 1 по 4 июня приняли 10 постановлений. Среди них, в частности, постановление по инциденту с принудительной посадкой самолета Ryanair в Минске. Верховная рада Украины осудила действия Беларуси и призвала освободить всех политзаключенных.
На нашей инфографике на сайте можно посмотреть, как фракции и группы голосовали за этот документ.
Также принято несколько постановлений о назначении внеочередных выборов в нескольких областях страны. Еще одним постановлением депутаты учредили День памяти детей, погибших в результате вооруженной агрессии России. Он ежегодно будет приходиться на 4 июня.
За неделю Рада успела принять 37 законопроектов: 22 – за основу и 15 – в целом. Во втором чтении был принят закон об ограничении оборота пластиковых пакетов в Украине. В первом чтении инициативу поддержали еще в ноябре 2019-го. На тему того, как аналогичный запрет работает в мире, у нас есть отдельный материал с инфографикой.
Принят закон Об отдельных вопросах осуществления габаритно-весового контроля. Он закрепляет возможность автоматической фиксации нарушений норм габаритно-весового контроля, а «Укртрансбезпека» теперь может штрафовать водителей за перегруз.
Еще Рада урегулировала вопросы социальной защиты медицинских работников, которые пострадали от COVID-19. Согласно новому закону, государство обеспечивает страховые выплаты медикам государственных и коммунальных учреждений в случае установления группы инвалидности вследствие заболевания COVID-19 в течение одного года со дня заболевания.
К тому же парламент разблокировал подписание земельного закона, сделал шаг к запрету продажи лекарств детям, начал рассматривать поправки к президентскому законопроекту об амнистии капиталов. А еще, в Верховной Раде таки появился текст законопроекта об олигархах.
Об итогах работы народных избранников за прошедшую неделю читайте на нашем сайте и в телеграм-канале.
Законопроект об олигархах: чего еще надо ждать
Кстати, кроме уже зарегистрированного законопроекта о деолигархизации будет еще предложено не менее чем 7 дополнительных инициатив. О таком сообщила народный депутат от «Слуги народа», замглавы Комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Евгения Кравчук, передает пресс-служба политсилы.
По словам Кравчук, сейчас в Украине недостаточное законодательное поле, которое регулирует деятельность олигархов. Поэтому и необходимо принять законопроект о деолигархизации, а кроме него будет еще предложено не менее 7 дополнительных законопроектов, которые призваны будут нормировать и антимонопольное законодательство, изменить закон О политических партиях и тому подобное.
В СНБО же заявили, что новые проекты законов относительно олигархов стоит ждать уже через две недели.
О том, насколько предложенный президентом Украины подход позволит на практике достичь поставленной цели - читайте в специальном материале политического аналитика портала «Слово и дело» Валентин Гладких.
Кто признает украинские COVID-сертификаты
МИД Украины начал договариваться с соседними странами о признании бумажных сертификатов о вакцинации против коронавируса, которые украинцы получат, - сообщил глава ведомства Дмитрий Кулеба в эфире 1+1. «Мы сейчас договорились об этом с Венгрией, Молдовой, Грузией. Турция готова заключать такое соглашение», - сказал министр.
По словам Кулебы, уже с июля Украина намерена ввести цифровой паспорт вакцинации. Он будет синхронизирован с сертификатом Европейского союза, после чего европейские власти начнут его признавать.
Министр также подчеркнул, что бумажный сертификат о вакцинации соответствует международным стандартам. «Когда человек делает вакцинацию, то может попросить, чтобы ему оформили этот документ», - напомнил Кулеба.
Как в Украине росла стоимость проезда со времен независимости и до сих пор
По данным «Слово и дело», с 1991 года и до 2000-го ежегодно стоимость проезда наземным транспортом в Киеве росла из-за инфляции. В декабре 1992 года цена поднялась до пяти купонокарбованцев. В период с 1996 года и до 1999-го стоимость проезда колебалась от 20 до 30 коп.
В начале 2000-х произошло очередное подорожание. Причиной стало увеличение нагрузки на горбюджет из-за роста объема дотаций на транспортную отрасль, и чтобы не допустить критической нагрузки на бюджет, власти решили повысить цену для потребителей. Стоимость проезда выросла до 50 коп.
Для поддержания устойчивой работы предприятий транспорта в 2006 году стоимость проезда подняли до 1 грн 50 коп. После этого вдвое цену повысили только в 2015 году. Объясняли это тем, что себестоимость перевозки пассажиров значительно выросла.
В следующий раз повышение цены было в 2017 году, тогда проезд в метро уже стоил 4 грн, а причиной этого стал рост цен на электроэнергию, топливо, воду и запчасти. Однако уже в следующем году городские власти удвоили стоимость разовой поездки из-за повышения цен на топливо и расходные материалы.
Цена в 8 грн держится до сих пор, хотя вероятно в 2021 году ее повысят до 12 грн ‒ этому поспособствовал карантин, а точнее убыточность перевозок из-за введенных ограничений.
Тем временем в Днепре стоимость проезда в автобусе - 8 грн, а в маршрутке ‒ 7-10 грн, несколько дешевле в Житомире ‒ от 6 до 8 грн. А вот в Виннице автобус стоит 5 грн, а маршрутка ‒ 10-12 грн. Самым дорогим стал проезд в Львове и Краматорске ‒ по 10 грн за маршрутку и автобус, а самый дешевый в Северодонецке ‒ 5 грн.
В конце мая киевляне выразили возмущение относительно возможного повышения цен на проезд в общественном транспорте, и, в частности, метро. Городской голова Киева Виталий Кличко заявил, что в столице не будут повышать стоимость проезда до 20-25 гривен. Однако признал, что нынешние цены не соответствуют реальному положению вещей и их надо пересмотреть.
Как со времен Независимости и до сегодня росла стоимость проезда в столице и чем это объяснили чиновники, а также какова стоимость проезда в других городах страны - об этом читайте в нашем тематическом исследовании.
Больше цифр, больше фактов, материалов и аналитики — находите на slovoidilo.ua
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.