5 тезисов о газовых спорах Москвы и Киева: мифы и реальность

Максим Кречетовжурналист, блогер

Проиграть в честном споре и в пиковый момент попытаться вставить «нож в спину» – это вовсе уж не по-братски. «Газпром», отказывающийся признать решение Стокгольмского арбитража, ведёт себя даже не как самый плохой брат, а как коварная супруга: придя в семью с хорошим приданым, теперь, опостылев своему супругу «Нафтогазу», она пытается его разорить и опозорить на всё европейское «село». Кстати, раз уж дело происходит в Европе, то давайте всё-таки считать «Газпром» и «Нафтогаз» супругами одного пола – так и с точки зрения гендерной справедливости будет правильно (нельзя же, в самом деле, утверждать, что только жена может быть коварнее мужа).

Итак, наплевав на решение суда, в самый пик потребления газа в Европе, в лютые морозы, и уже получив от «Нафтогаза» предоплату, «Газпром» отказывается дать тому «голубое топливо», заявляя о желании вообще разорвать «супружеский» контракт. Но ведь контракт-то действует и уведомления о начале процедуры его разрывания, хоть и трижды официальные, не избавляют «Газпром» от обязанности выполнять его.

Попробуем разобраться, какие стереотипы сложились вокруг деловых отношений «Нафтогаза» и «Газпрома». Для этого рассмотрим 5 тезисов, которые сегодня чаще остальных звучат о газе.

Украина «спрыгнула» с российской «газовой иглы»

Лишь по форме, но не по сути.

История самых больших состояний, политических карьер, коррупции государственного масштаба и геополитической коррупции – это всё о месте в новейшей истории Украины российского газа. «На трубе» сидели в своё время беглый экс-премьер-министр Павел Лазаренко и его политическая дочка, «газовая принцесса» Юлия Тимошенко. Сиживали на ней Игорь Бакай и донецкие, до сих пор, говорят, сидит Дмитрий Фирташ. И тот, кому позволено «сидеть на трубе», автоматически являлся самым близким к главе государства человеком. А когда он впадает в немилость, то от «трубы» сразу же отлучается. С Фирташем этого пока не произошло, Порошенко – уже третий президент при «царе трубы». В Иране вот тоже президенты меняются, а реальная власть у бессменного аятоллы.

Все 26,5 лет независимости и даже все 4 года войны с Россией наши правители лишь имитировали шаги в направлении энергонезависимости. «Европейский» газ, который мы покупали последние 3 года – это, как все знают, газ российский, «реверсный», то есть идущий к нам обратно по тем же трубам, по которым он тёк к европейским трейдерам из России. Это была красивая сказка, которая устраивала всех: европейцы выгодно перепродавали нам газ по «коротким» договорам (чем не завуалированная взятка европейцам?), «Газпром» получал своё сполна от европейских потребителей, а «реверс» закупался через фирмы-прокладки, принося барыши всё тем же людям во власти и возле неё. Ну и народу на красивом блюде подали эту «перемогу» – мы не покупаем газ у России! В общем, «Газпром» с «Нафтогазом», если продолжить начатые ранее аналогии, занимались всё тем же сексом, просто теперь предохранялись. И вот «предохранитель», извините, «порвался» в самый неподходящий момент. Так почему же мы вдруг решили снова покупать газ напрямую у России, вместо чего получили большой кукиш? Об этом чуть позже.

Руководство Украины победило «Газпром»

Можно и так сказать. Вот только с небольшой оговоркой.

Пётр Порошенко напряжённо ждал анонсированных в начале недавней пресс-конференции «хороших новостей», но так и не дождался официального известия о победе «Нафтогаза» в Стокгольме. Некоторые наблюдатели даже предположили, что крайне редкое общение главы государства с прессой было внезапно назначено на 28 февраля именно ради того, чтобы лично президент объявил об этой «перемоге». На самом деле никакой заслуги лично Петра Порошенко в этом нет (как, впрочем, и в получении безвиза). Если кого и благодарить за победу в суде, то команду юристов «Нафтогаза» и… Юлию Тимошенко – за подписание под её давлением заведомо невыгодного для Украины контракта 8 с лишним лет назад.

Начавшаяся 1 марта кампанейщина под лозунгом «прикрути» – это самая настоящая «отрыжка совка». Во-первых, может ли кто-то сказать: как, например, я мог «прикрутить» отопление в обычном многоквартирном доме старой постройки (а таких у нас подавляющее большинство)? Я и рад бы регулярно «прикручивать», но владелец «Киевэнерго» бы сильно расстроился, если бы мы все получили такую возможность – как же ему получать сверхприбыли, особенно за неистовое отопление в период почти что весеннего тепла, продержавшегося почти всю зиму? Почему никто раньше не попросил Рината Ахметова «прикрутить», ведь были прогнозы и на резкое похолодание, и на выигрыш в Стокгольме, и на очередные пакости от россиян? Но нет – экономить решили на детских учреждениях, объявив несостоявшийся «газовый карантин». А всё для того, чтобы развернуть патриотическую патетику, чтобы сделать народ сопричастным к победе над коварным врагом. Многие в это верят.

Нужно покупать сжиженный газ у США

Этот сценарий вряд ли реалистичен. Но сначала – о реакции Европы на события последней недели.

Запад интересует только их собственный комфорт. Сравните: смерти сотен и тысяч украинцев в разгар российской агрессии вызывали у Европы всегда не больше, чем обеспокоенность. А вот выходка «Газпрома» вызвала у них, по словам высокопоставленного еврочиновника, «обеспокоенность и РАЗДРАЖЕНИЕ». Все понимают, что Москва, как всегда (!), беспредельничает, но только в этот раз европейцы испугались, что могут замёрзнуть – и ведь могли бы, если бы Украина по праву отбирала законтрактованный газ. Но тогда Москва во все свои рупоры начала бы трубить, что Украина – ненадёжный транспортёр газа – «ворует» его у европейцев, заставляя бедняг мёрзнуть и, мол, давайте уж скорее достраивать альтернативный газопровод «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Мы не сделали россиянам такого подарка, но испуг у европейцев был, и осадок наверняка останется: никто не собирается ценить ни то, что мы в одиночку являемся восточным европейским фронтом войны России против Запада, ни нашу порядочность и самопожертвование в вопросах газа. Потому что среднестатистический европеец наверняка подумал что-то вроде «наверняка Россия с Украиной опять что-то мутят – как и всегда до этого, так лучше уж получать газ от России напрямую, по дну Балтийского моря или через Турцию».

Выходом из ситуации для нас давно называют американский сжиженный газ. Но таким образом США будут не спасать нас, а обеспечивать сбыт своим газодобытчикам. А почему мы до сих пор не перешли на заокеанский газ? Да потому, что в его покупке не было места нашей любимой и обязательной коррупции – уж лучше было вести торговлю с агрессором. Благо на магистральную газовую трубу любители блокад «торговли на крови» не ложились грудью – у их покровителей ведь тоже есть немалый интерес в газовых делах и это то, что объединяет нашу «элиту» от правых до левых покрепче любой национальной идеи. Которой у нас, к тому же, как не было, так и нет.

Но начнём ли мы переход на американский газ теперь, когда Россия в нарушение всех контрактов, решений судов и норм международного права и правил торговли отказалась поставлять нам газ? Вряд ли это случится без сильного политического нажима из Вашингтона, поскольку и нашим властям, и европейцам, и россиянам гораздо выгоднее торговать с Украиной российским газом в европейской обёртке через тех же самых посредников, что и всегда. Кроме того, без транзита российского газа наша газотранспортная система (та самая «труба») превращается из источника прибыли (в 2-3 миллиарда долларов в год) практически в металлолом.

Мы попытались купить российский газ после длительного перерыва и это – «зрада»

Не совсем так.

В данном случае «Нафтогаз» поступил в строгом соответствии с декабрьским решением того же Стокгольмского арбитража, обязавшим нас исполнять «брачный» контракт и закупать у «Газпрома» «голубое золото». Но в этом нашем, прости Господи, партнёре взыграли не «гормоны», а политическая целесообразность: накануне выборов Путина в Российской Федерации (18 марта, в 4-ю годовщину фактической аннексии АР Крым) тому нужно было показать, как «Газпром» в очередной раз поставил в неприглядную позу «Нафтогаз». По решению арбитражного суда от декабря прошлого года (которое обязательно для исполнения, как и свежее февральское решение) «Газпром» обязан был продавать, а «Нафтогаз» – покупать 5 миллиардов кубометров газа (то есть в размере 80 процентов от контрактных объёмов). Никакие иезуитские уловки «Газпрома» в виде «официальных извещений» о начале процедуры разрыва контракта, отсутствия протокола к действующему контракту и прочего не являются основанием для российской компании не выполнять свои контрактные обязательства и решение суда.

Но другое дело, что «Нафтогаз» должен был начать процедуру разрыва контракта и обратиться в Стогкольмский арбитраж как минимум с началом российской агрессии: нет приличного объяснения тому, что это не было сделано. А по логике контракт нужно было начать разрывать (с одновременным обращением в суд) сразу после суда над Тимошенко за этот самый контракт, ведь признав превышение ею полномочий при заключении контракта, судья Родион Киреев должен был вынести отдельное определение «Нафтогазу» об обращении в международный суд для разрыва неправильного контракта. Но Янукович судил Тимошенко (а Ющенко ему всячески в этом помогал) вовсе не для разрыва с «Газпромом» – мы же все это прекрасно понимаем.

«Газпром» выплатит нам несколько миллиардов

Что должно быть и что будет – вовсе не одно и то же.

«Газпром» не будет (хотя должен) исполнять решение суда и выплачивать нам около 2,5 миллиардов долларов и не будет поставлять нам газ по той новой формуле, которой в Стокгольме заменили прописанную в контракте (цена на газ для Украины была изменена с нефтепродуктовой формулы на привязку к цене немецкого хаба NCG).

Разве что после выборов Путина, при существенном нажиме со стороны Европы и ради видимости договороспособности России, при наличии значительных излишков газа, при хорошей цене, при желании сохранить риторику о «братском украинском народе» и из-за нежелания отпускать Украину с газового поводка спорадические поставки российского газа «Нафтогазу» возможны. Опять же – это, по замыслу россиян, может выбить из рук «Нафтогаза» козыри в будущем новом процессе в Стокгольме, куда «Нафтогаз» просто обязан обратиться. Но если прошлый процесс длился 4 года, то новый иск от «Нафтогаза» и оспаривание принятого решения «Газпромом» может длиться ещё плюс/минус столько же.

Поэтому, не дожидаясь окончания новых тяжб, руководство Украины просто обязано не выдумывать новые «вкусные» схемы покупки коррупционного российского газа через Европу или ещё какое-то место, а по-настоящему заняться энергосберегательными программами в масштабах всей страны (начиная с многострадальных детских учреждений) и параллельно переходить к альтернативе в виде американского сжиженного газа. Но для этого нужна сильная политическая воля и независимость от «трубы», а этим ни нынешнее руководство Украины, ни вся наша «элита» похвастать не могут.

Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО