Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию, которая обозначает российский режим, как террористический и призывает к созданию специального трибунала для расследования военных преступлений россии. Бесспорно, военные преступники должны быть наказаны, и первый среди них – российский президент владимир путин, однако, путь к справедливости может оказаться сложнее, чем представляется многим.
Существует международный механизм, который уже был успешно применен в мировой истории – когда нужно было лишить власти и привлечь к суду военного преступника, президента Югославии Слободана Милошевича. Этот механизм называется «Римский статут о международном уголовном суде». Согласно его положениям, любая страна-участник этого статута может обратиться к другим странам с требованием создать трибунал против государства, которое совершило противоправные деяния – и если предоставленные причины достаточно весомы, трибунал будет создан и займется следствием и осуждением преступников.
Проблема в том, что Украина не является участником Римского статута, поэтому она вынуждена предлагать свой собственный Спецтрибунал для суда над российскими военными преступниками. Однако международным правом не предусмотрен «заменитель» трибунала, который мог бы организовать не член Римского статута. А так как только потерпевший может потребовать создания трибунала согласно Римскому статуту, то никто из союзников Украины здесь также не может помочь – так как россия не воюет против страны, которая входит в статут.
Ратификация Римского статута для Украины означала бы возможность принимать полноценное участие в работе Международного уголовного суда (далее – МУС), это, кстати, обязательное условие для вступления в ЕС. Однако пока что Украина только признает юрисдикцию МУС на своей территории – но Римский статут не ратифицирует.
Насколько в таком случае вообще реально осудить путина за те военные преступления, которые он приказал совершить? Насколько реально привлечь к ответственности других военных преступников? И, наконец, как поможет в этом резолюция ПАСЕ от 13 октября?
Представитель Ukraine Legal Advisоry group Анна Вишнякова в эфире у адвоката Геннадия Дубова дает определение военного преступления следующим образом:
«К военным преступлениям можно отнести жестокое обращение с пленными, мародерство, умышленное разрушение объектов гражданской инфраструктуры – примерно об этом мы говорим… Геноцид – это отдельное преступление, которое к военным преступлениям мировым правом не относится» – рассказала Вишнякова.
При этом Дубов и Вишнякова считают, что российским военнослужащим Гаага не светит.
«МУС работает с президентами. А президенты не очень-то хотят, чтобы Римский статут был ратифицирован. Президенты, генералы – вот они идут через Гаагу. А вот солдаты туда не попадут, так как солдаты осуждаются на национальном уровне» – отметила эксперт.
Что касается спецтрибунала, который создает Украина, это вопрос, по их мнению, довольно сложный. Идея создать трибунал непосредственно украинский – идея хорошая, так как вряд ли получится привлечь к ответственности через МУС российских солдат, или даже самого путина. Но тут есть некоторые моменты.
«Эти моменты можно преодолеть, но эти моменты имеют большую важность. Первое – если смотреть первые решения по российским военным преступлениям в Украине, первое дело было рассмотрено слишком быстро, как для международных стандартов. Как в Украине расследуются дела по международным преступлениям? Как собираются доказательства? Говоря про трибунал, мы должны понимать, что там должны сидеть очень опытные профессионалы. Есть ли у нас такие люди? А вопрос финансирования? И надо помнить, что международные трибуналы создаются не на территории страны. И стоят такие трибуналы очень дорого, и к ответственности, по-настоящему, не очень-то много кого привлекают; югославский трибунал привлек к ответственности не более сотни человек, а там их было несколько сотен тысяч» – подчеркнула Вишнякова.
Исполнительный директор Центра прикладных политических исследований «Пента», политолог Александр Леонов в комментарии «Слово и дело» отметил, что считает реализацию трибунала вполне возможной. Резолюция ПАСЕ от 13 октября может, по его мнению, служить «дорожным указателем» в этом направлении.
«Надо начинать международные переговоры о создании трибунала. Есть отличный прецедент – подписание соглашения о расследовании и судебном процессе касательно теракта против МН17. То есть, есть механизмы реализации, которые можно использовать. Можно говорить про трибунал над россией по образцу Нюрнбергского, можно вести работу касательно судебных процессов и компенсаций Украине убытков от российского вторжения» – сказал он.
А вот политолог Владимир Золотарев придерживается мнения, что к реальным шагам резолюция ПАСЕ не приведет. Более того, украинская идея о создании собственного трибунала над военными преступниками рф пользы не принесет.
«Я думаю, что собственный трибунал тут точно не пройдет – такие вещи находятся в рамках международного права. Но я бы не сильно надеялся на ПАСЕ, потому что репутация у них определенная, это органы, которые не имеют никаких возможностей» – убежден он.
Важно отметить, что в цивилизованном мире идею спецтрибунала очень даже поддерживают – например, Чехия ранее высказывалась за создание международного трибунала по расследованию преступлений рф, того же мнения и другие союзники Украины. Даже независимая комиссия ООН признала, что рф осуществляет в Украине военные преступления и геноцид, а следовательно, это открывает дорогу к организации над военными преступниками трибунала - по примеру послевоенного Нюрнберга, югославского, руандийского трибуналов и других.
Антон Корж, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»