Российский режим с 2014 года пытается упорно продвигать версию о том, что Украина – это так называемая failed state, «несостоявшееся государство». Однако полномасштабное вторжение рф в феврале 2022 года показало – Украина оказалась вполне себе состоявшимся во всех смыслах государством, зато сама россия, с ее террористическим режимом, сейчас как нельзя более подходит под это определение.
«Слово и дело» разбиралось в том, полностью ли россия соответствует гордому званию failed state – титулу, которым Москва восемь лет пыталась наградить Украину.
Что такое failed state
Согласно общепринятому толкованию термина failed state, «несостоявшееся государство» – это страна, которая фактически не в состоянии существовать, как жизнеспособная экономическая и политическая единица. У нее могут быть внешние атрибуты государственности, но де-факто она не может работать, как нормальное государство.
Центральное правительство такого государства либо слабо и не контролирует часть территории (а то и вообще всю территорию за исключением столичного округа), либо наоборот, является чересчур авторитарным и жестко зажимает права и свободы своих граждан. Вне зависимости от типа, в глазах соседей такое правительство не имеет легитимности и, как правило, с его мнением и суверенитетом можно не считаться.
Германский политолог Ульрих Шнеккенер указывает следующее определение «непрочной государственности», которая, в свою очередь, приводит к обретению страной статуса failed state:
«Под непрочной государственностью понимается в первую очередь утрата или необретение государственными институтами способности управления в главных сферах компетенции. Речь идет о государствах, институты которых не в состоянии или более не в состоянии оказывать населению определенные элементарные услуги» – отмечает он.
В мировой практике принят определенный набор критериев, при соответствии которым (даже не всем, а лишь части) государство можно отнести к failed state:
- В несостоявшемся государстве присутствует тотальная и всепоглощающая коррупция – начиная от нижних уровней государственного аппарата и заканчивая его верхушкой.
- В failed state наблюдается полная неэффективность бюрократического управленческого аппарата государства. Чиновники не выполняют свои прямые обязанности.
- Фактическое отсутствие демократических институтов – при том, что внешне они могут присутствовать. Большая часть населения фактически исключена из участия в политике. Парламент failed state является полностью контролируемым центральным правительством и принимает решения, которые диктуются ему из «высоких кабинетов». Парламентаризм подменен авторитарным или олигархическим типом управления.
- Правительство failed state утратило монополию на применение силы. В стране существуют негосударственные вооруженные формирования, частные армии, военные компании, которые де-факто не контролируются центральным правительством.
- Неразвитость социальной инфраструктуры в failed state. Население зачастую не имеет доступа к самым базовым благам цивилизации (коммунальные услуги, продовольствие, пригодное жилье и пр.). Целые группы населения жестко отсекаются от ресурсов, прозябают в нищете, разрыв между бедными и богатыми слоями огромен.
- В экономической системе присутствуют масштабные налоговые недоимки или наоборот, чересчур завышенное налогообложение. Экономику постоянно штормит, failed state не выходит из состояния экономического кризиса.
- Правоохранительные органы не работают по прямому назначению, нередки случаи самосуда. Правовые отношения декларируются, но на практике не работают. Государство практикует политические репрессии, внесудебные казни, в основном направленные против политической оппозиции, определенных групп, слоев населения, или этнических общин.
- Несостоявшееся государство – практически всегда нарушитель мирового правопорядка; это отличное гнездо для террористов, наркоторговцев, различного рода преступных сообществ, более того, правительство такого государства само может быть вовлечено в террористическую и преступную деятельность.
- Разрыв между номинальным территориальным статусом и реальным положением дел; страна заявляет права на чужие территории, но на практике не может эффективно контролировать даже собственные земли, утратив контроль за границами.
- Государство failed state находится полностью или почти полностью вне международных отношений всех уровней – вплоть до неспособности войти даже в региональные международные сообщества, не говоря уже о глобальных.
- Государство failed state не отвечает общепринятым на международном уровне критериям государственности, не может поддерживать порядок внутри страны и не соблюдает общепринятые на международном уровне нормы права.
- Государство failed state имеет суверенитет только юридически. На практике легитимность правительства такой страны в глазах ее соседей настолько сомнительна, что против нее могут предприниматься акты агрессии – от санкций до прямого военного вторжения – а суверенитет failed state игнорируется.
В целом, выделяется четыре типа государств, которые условно можно считать failed state:
- weak state (слабое государство) – ослабшее государство, которое потеряло устойчивость в результате причин экономического или политического характера. Такое государство все еще кое-как функционирует, но в нем ощущается определенный дефицит государственных услуг и имеются серьезные политические проблемы.
- failing state (деградирующее государство) – государство, которое находится на пути к переходу в тот самый ранг failed state. В нем частично нарушена монополия государства на применение силы, налоговая монополия, имеются очень серьезные политические проблемы и проблемы с контролем над территорией и границами.
- failed state – непосредственно тот самый статус, которым принято называть абсолютно все страны, подпадающие под вышеуказанные критерии. Это не совсем верно: для настоящих failed state характерен полный или частичный распад центрального правительства, потеря властями физического контроля над государством и монополии на применение силы, уровень преступности и коррупции достигает широчайших масштабов. Зачастую такие государства еще и находятся в состоянии гражданской войны.
- collapsed state – государство, которое уже сколлапсировало, распалось и более неспособно к восстановлению.
Соответствует ли россия критериям failed state
Политолог Александр Урин, которого «Слово и дело» попросило прокомментировать вопрос, считает, что россия действительно является государством, которое по некоторым признакам можно охарактеризовать, как failed state.
«В данном случае есть объективный подход, а есть субъективный. Все зависит от того, как воспринимать это понятие. Если рассматривать его с точки зрения российских пропагандистских клише и выдуманной истории, то у них все хорошо, они великая страна, сверхдержава, перед ними все стоят на коленях. А если смотреть с точки зрения объективного подхода, то рф подходит под это определение» – объяснил он.
По словам Урина, если брать даже некоторые критерии, просматривается полное соответствие россии статусу «несостоявшегося государства». Например, нормальное государство должно заботиться о собственных гражданах, защищая их от внешнего и внутреннего врага; но россия на протяжении всей своей истории работает над тем, чтобы сделать хуже в первую очередь собственному населению, не говоря уже о соседях, которые имеют несчастье граничить с рф. Собственные граждане интересуют россию только перед выборами, да и выборы они сделали фейковыми. Таким образом, государство, которое очевидным образом не в состоянии обеспечить своему населению даже базовый набор благ и свобод, однозначно можно отнести к failed state.
«В самые лучшие времена россия обогащала своими нефтедолларами только небольшую группу людей, оставляя за бортом всех остальных. Это ли не признак failed state?» – отметил политолог.
Также несомненный и классический признак failed state в современном мире, напомнил Урин, это неспособность государства иметь каких-то реальных партнеров и союзников, поддерживать стабильные дипломатические отношения с окружающими странами. А у россии поддерживают ее только те государства, которые фактически очень сильно от нее зависят. Реальных союзников и партнеров у нее нет.
«Показательный пример – последнее голосование в ООН, 143 страны, которые подчеркивают, что существует международное право и россия его нарушает, проводя фейковые референдумы. В данном случае это показатель, что даже такие страны, как Куба, Венесуэла, не поддержали рф. Русских поддержали только КНДР, также классическая failed state, Беларусь – псевдогосударство во главе с самопровозглашенным президентом Лукашенко, Сирия – полностью зависимое от рф государство во главе с диктатором Асадом и ортеговское Никарагуа. Даже Эритрея не стала поддерживать россию» – подчеркнул политолог.
Еще один признак – россия не признает норм международного права и при этом противоречит сама себе. Как можно признавать состоявшимся государство, отметил Урин, если в 1997 году рф подтверждает нерушимость границ Украины, затем пролонгирует этот договор, путин неоднократно заявляет, что не может быть и речи о пересмотре границ Украины – а затем аннексирует Крым, Донбасс, начинает полномасштабное вторжение в Украину, пытается откусить еще какие-то территории.
Кроме этого, добавил Урин, как может обеспечивать безопасность мира государство, входящее в состав Совета безопасности ООН, при том, что оно само больше всех несет в себе угрозу мировой безопасности, совершает масштабные военные преступления и судьба Милошевича для путина может оказаться еще самым мягким вариантом? И как может обеспечивать безопасности и свободы собственным гражданам страна, где садят за решетку за слово «война»?
То есть, даже по нескольким признакам, не по всем, россию смело можно относить к государству, которое является failed state. Путинская россия не состоялась, как государство, надежды, которые возникли с развалом СССР, не оправдались, потому что рабская психология большей части населения и способность быть зомбированными добровольно – все это в корне похоронило возможность рф состояться, как реальное государство. Если рф со временем развалится – а она развалится – если путин продолжит политику ядерного шантажа, если он рискнет применить ядерное оружие, российским гражданам придется нести за политику своей failed state такую ответственность, которая не снилась даже немцам после того, как был уничтожен гитлеровский режим.
«Таким образом, государство, которое состоялось: во-первых, не является врагом всего мира; во-вторых, обеспечивает самую лучшую жизнь для своих граждан и защищает их от внешних врагов; и в третьих, она придерживается общепризнанных в мире норм международного права, по которым живут все цивилизованные страны. Есть ли соответствие этому у россии? Нет! Эта страна не состоялась и никогда не состоится. Рано или поздно путинское государство потерпит крушение и нам остается только молиться, чтобы своим крушением оно не утащило за собой весь мир» – резюмировал политолог.
Антон Корж, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»