Россия и ее союзница Беларусь, объявляя войну Украине, будут использовать не только войска для уничтожения экономического потенциала нашего государства. Есть и другие рычаги влияния – прежде всего речь идет об энергетическом.
Украина постепенно выстраивает собственную энергетическую независимость, первым шагом на этом пути еще в 2015 году был отказ от прямых поставок газа из России. Отныне отечественный рынок газа работает по европейским правилам, а РФ потеряла один из крупнейших в Европе рынков поставок и сбыта своих энергоресурсов. Кремль планировал осуществить «ход конем» и подсадить на дешевую для европейцев газовую иглу все крупнейшие государства ЕС посредством запуска «Северного потока-2», однако геополитические аппетиты оказались слишком губительными для России – из-за признания так называемых «Л/ДНР» Германия прекратила сертификацию нового газопровода.
Подобные сценарии и шаги ожидают Украину еще по двум направлениям – уменьшение влияния в поставках нефтепродуктов прежде всего с территории Беларуси, а также более глобальный шаг – отказ от общей энергосистемы со странами-агрессорами, оставшейся в наследство от Советского Союза.
Готова к такому шагу Украина, и какие последствия для потребителей будет иметь этот шаг?
Ближе к Европе
На самом деле, российско-белорусская агрессия может ускорить выход Украины из общей энергосистемы между бывшими советскими республиками. Более того: именно Москва может получить неблагоприятные последствия такого шага со стороны Украины.
По подсчетам экспертов, украинская энергосистема зависит от российско-белорусского рынка электроэнергии примерно на уровне 20%. Это действительно ощутимый показатель, но не критический. В советское время система была построена по принципу сообщающихся сосудов, а значит, если на территории России или Беларуси также не хватало электроэнергии – они могли получить ее из Украины. Именно на территории нашего государства размещено больше всего атомных электростанций, и именно атомная энергетика является как наибольшим преимуществом, так и вызовом для отечественного рынка электроэнергии. Ведь поставки ядерного горючего осуществлялись с территории РФ, равно как и утилизация отработанного топлива не могла состояться без участия северного соседа.
Однако Украина предпринимала системные шаги к автономной работе и приближению к рынку электроэнергии ЕС еще с 2011 года, став частью Энергетического сообщества. 24 ноября 2016 года в Брюсселе Украина и Европейский Союз совместно с Европейским сообществом по атомной энергии подписали Меморандум о взаимопонимании со стратегическим энергетическим партнерством, целью которого является полная интеграция энергетического рынка Украины с ЕС.
Активнее в этом направлении наше государство начало двигаться весной 2021 года – именно в это время и появились первые серьезные угрозы со стороны России относительно возможного полномасштабного вторжения. В июле прошлого года был подписан меморандум о взаимопонимании по поводу стратегического партнерства в сфере критического сырья и батарей.
В сентябре 2021 года премьер-министр Денис Шмигаль анонсировал планы Украины отработать в зимний период 2021-2022 года отдельно от энергосистем Беларуси и России. «Наша цель – это отключение от энергосистем Беларуси и России и синхронизация с европейской энергетической сетью в 2023 году», – заявил Шмигаль.
Однако военная угроза ускоряет действия чиновников – уже на днях в «Укрэнерго» сообщили о первом этапе испытания энергосистемы Украины в изолированном от энергосистем РФ и Беларуси режиме.
В состоянии энергетической войны
Уже 24-26 февраля текущего года украинская энергетическая система проведет испытание в рамках подготовки к синхронизации объединенной энергосистемы (ОЭС) Украины с энергосистемой континентальной Европы ENTSO-E. Интересно, что эти испытания и меры по синхронизации энергосистемы Украины с энергосистемой Европы будут производиться в едином блоке регулирования с энергосистемой Молдовы.
В случае возможных перебоев с электроэнергией Украина может сбалансировать поставки из Польши и Словакии. Впрочем, сейчас, по данным энергетиков, Украина максимально усилила свои мощности по выработке электроэнергии и, скорее всего, испытания пройдут удачно. Помехой этим планам могут стать разве что активизация военных действий со стороны России и Беларуси.
Ситуация с «разводом» украинской энергосети с энергетической системой России и Беларуси – не уникальна. Этот же путь проходят и страны Балтии. В частности, Литва. Переход балтийских стран в единую энергосистему континентальной Европы финансируется ЕС и будет стоить не менее 1,5 миллиарда евро.
Цена энергетической независимости
Конечно, переход на европейский рынок отразится на цене электроэнергии. С одной стороны, Украина может стать одним из крупных поставщиков дешевой электроэнергии в Европу. Однако в случае дефицита – нашему государству придется покупать электроэнергию по более высоким ценам, которые будут продиктованы внутренним европейским рынком.
Вырастут ли цены для рядового пользователя? По прогнозам экспертов, тариф и в самом деле будет расти – но прежде всего, для предприятий и бизнеса. В конечном итоге – все же заплатит потребитель. Тогда как тарифы для населения будет контролировать правительство, однако уже сейчас понятно, что уровень в 1,68 гривен за киловатт электроэнергии – не сможет держаться долго. В Польше и Словакии тарифы для населения в три раза выше украинских. Вероятно, цены будут расти не сразу, но подорожания не избежать.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»