Между миром и войной: Владимир Зеленский оказался перед сложным выбором

Читати українською
Денис Поповичжурналист

В среду, 26 января, в Париже прошла встреча советников глав государств «нормандской четверки» по донбасскому урегулированию. Украину представлял глава Офиса президента Андрей Ермак. Главный итог – «договорились договариваться», но до снятия эскалации вокруг Украины еще очень далеко.

Сложно было предположить, что на парижской встрече советников глав государств «нормандской четверки» могут быть приняты какие-то конкретные решения. Однако на эту встречу возлагались определенные надежды. Ситуация вокруг Донбасса как бы отошла на второй план на фоне дипломатического противостояния между Россией и НАТО и вероятного большого вторжения армии РФ на территорию нашей страны. Однако последние события, которые складывались вокруг Донбасса, говорили о том, что следующая волна напряженности могла накатить именно оттуда.

Напомним, что на прошлой неделе, депутаты Госдумы РФ от КПРФ предложили обратиться к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой признать так называемые «ДНР» и «ЛНР», указывая на невыполнение Минских соглашений. Подобные идеи высказывались и ранее, но до сих пор Россия официально не давала им ход, потому что признавала оккупированные районы Донбасса частью Украины, хотя и при условии выполнения Минских соглашений.

Однако на этот раз все оказалось несколько иначе. В Госдуме не отвергли идею российских коммунистов, а решили, что она достойна обсуждения. В Кремле официально никак не комментировали идею признания ОРДЛО, однако 26 января пропрезиденсткая партия «Единая Россия» инициировала обращение к российскому руководству с просьбой начать поставки оружия боевикам Донбасса. Это означало, что хотя в Кремле и хранят молчание, но негласно предупреждают о том, что готовы выложить на стол и этот козырь.

Совершенно очевидно, что это могло стать ответом на переброску в Украину западного оружия и спровоцировать конфликт на линии разграничения, поскольку российские «гуманитарные конвои» приобретали бы теперь «официальный» статус. А где пожар на Донбассе – там и casus belli под предлогом защиты «граждан России», паспортизированных в ОРДЛО.

Именно поэтому парижские переговоры были очень важны. Прекращение огня и поддержание перемирия на Донбассе сильно снижало бы вероятность такой провокации, а значит, отдаляло бы начало возможного конфликта. Судя по всему, этой цели достичь удалось. По итогам встречи, которая продолжалась более восьми часов, представитель РФ Дмитрий Козак заявил – стороны пришли к соглашению, что всеобъемлющее перемирие на Донбассе, объявленное 22 июля 2020 года, должно соблюдаться.

Остальные результаты не так очевидны. Дмитрий Козак, который сообщил больше подробностей, чем Андрей Ермак, отметил, что разговор получился «непростым, но откровенным»: «Может быть, первый такой откровенный разговор для того, чтобы провести инвентаризацию всех проблем, связанных с реализацией Минских соглашений». При этом Козак отметил, что «прогресс практически нулевой».

Если представитель РФ говорит о «нулевом прогрессе» – это может означать только то, что украинская сторона пока не согласна выполнять Минские соглашения по российскому сценарию. Ситуация может измениться через две недели, когда должна состояться вторая встреча. К тому времени должны быть проведены внутригосударственные консультации для поиска решения проблем, которые «висят» с 2014 года. В частности, речь идет об «особом статусе Донбасса».

Это один из пунктов Минских соглашений, который не устраивает Украину, потому что требует изменений в Конституцию. Выполнение этого пункта означает политические уступки со стороны Киева, сильно бьет по рейтингу Владимира Зеленского и чревато социальным взрывом со всеми вытекающими последствиями. Но на фоне силового шантажа со стороны РФ и все более настойчивых просьб партнеров выполнять «Минск-2», пространства для маневра у Владимира Зеленского практически не остается.

С другой стороны – не того ли хотел наш президент: обещая своим избирателям достичь мира на Донбассе, но при этом подчеркивая безальтернативность Минских соглашений? Сейчас на кону не просто рейтинг и политическое будущее, а национальная безопасность страны. Тяжелый выбор – нечего сказать.

Денис Попович, специально для «Слово и дело»

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: