Повышение энергоэффективности города: как реализовать такие проекты и откуда привлечь средства

Читати українською

Что предполагают проекты по энергоэффективности и как городам получить на них финансирование, читайте в материале Слово и дело.
Слово и дело

Энергетический кризис во многих странах мира побуждает принимать меры по энергоэффективности и экономить ресурсы. Украина также реализует энергоэффективные технологии и проекты, в реализации которых помогают международные финансовые организации. «Слово и дело» пообщалось с заместителем председателя Совета Европейско-украинского энергетического агентства и попыталось разобраться, что предусматривают проекты по энергоэффективности и как городам получить финансирование от МФО.

Как сделать объекты инфраструктуры энергоэффективными

У любого города есть объекты социальной инфраструктуры, как школы, садики, больницы. Чтобы сделать любой объект (здание) энергоэффективным, необходимо внедрить ряд различных мер – в зависимости от того, сколько есть средств, какое первоочередное состояние здания и как оно в дальнейшем будет эксплуатироваться.

Заместитель председателя Совета Европейско-украинского энергетического агентства Елена Рыбак в комментарии «Слово и дело» рассказала, какие меры предусмотрены для обеспечения энергоэффективности.

«Если говорить о комплексной термомодернизации (что более правильно согласно международному опыту), есть стандартный набор энергоэффективных мер», – отметила она.

В такие меры входит:

  • замена крыши или ее утепление,
  • утепление фасадов,
  • замена окон,
  • балансировка внутренних систем отопления,
  • замена внутреннего освещения,
  • замена дверей,
  • утепление цоколей, подвалов,
  • установка индивидуальных тепловых пунктов,
  • вентиляция.

Такой комплекс мер позволяет снизить энергопотребление (дает экономию примерно 30-40-50% энергоресурса), а значит, помогает экономить средства местного бюджета.

К тому же, как отмечено на сайте реформы децентрализации Украины, использование энергосберегающих механизмов побуждает жителей к бережливости и рациональному использованию ресурсов, а также улучшает привлекательность общества, инвестиционный климат, позволяет привлечь дополнительные средства.

«Стоимость такого «набора» зависит от многих факторов, например, от размера здания. Если оно меньше, это может быть 300-400 тыс. евро, если это школа, может дойти и до 1 млн евро за счет количества окон, квадратуры, утепления крыши», – рассказала Рыбак.

По ее словам, если объект находится в нормальном техническом состоянии, то есть туда не нужно инвестировать дополнительно в усиление конструкций, следующий шаг - городу нужно искать деньги на реализацию такого проекта.

Стоимость проекта могут рассчитать специалисты внутреннего отдела энергосбережения, если он есть, или внешние специалисты. Начинают обычно с проведения энергоаудита.

Куда обращаться за финансированием проектов

Проекты по энергоэффективности города реализуют в сотрудничестве с Международными финансовыми организациями и донорами, получают от них часть средств в виде кредитов и грантов.

По словам Елены Рыбак, в Украине не так много вариантов, куда можно обратиться за средствами.

«Например, есть коммерческие банки под стандартные кредитные программы – 18-20-22% годовых, что очень дорого для таких объектов, потому что они часто окупаются за 15-20 лет, если нет грантового компонента», – рассказала заместитель председателя Совета Европейско -украинского энергетического агентства.

Также она добавила, что иногда в городах есть свои местные программы. То есть есть такая практика, что города выделяют бюджеты на местное дофинансирование.

«Сложность заключается в том, что нужно время: пока бюджет утвердят, время, чтобы на него податься, пока сделать технико-экономическое обоснование, пока получить все разрешения и так далее, закончится цикл бюджетного планирования», – отметила Рыбак.

Также, по словам эксперта, нужно учитывать размеры необходимых средств, ведь немногие международные финансовые учреждения работают с относительно небольшими бюджетами.

К примеру, Европейский банк реконструкции и развития преимущественно рассматривают кредиты от 5-10 млн евро.

«Получается, что только крупные города могут подаваться на такие программы – те, чья кредитная способность позволяет получать такие средства», – подчеркнула Елена Рыбак.

Таким образом, маленьким городам нужно искать другие программы. Большие города могут сгруппировать несколько объектов и обращаться, например, в ЕБРР и просить условно 10 млн. евро.

«Есть программы НЕФКО (Северной экологической финансовой корпорации, – ред.). Они одни из немногих финансируют под льготные кредиты. И там можно взять небольшие кредиты – под одно-два здания (500 тыс. – 1 млн евро)», – объясняет Рыбак.

В целом, по ее словам, у каждой международной финансовой организации в зависимости от их программ могут быть разные условия подачи заявок на финансирование.

«Например, в НЕФКО формируют определенный список городов, собирают довольно простые заявки буквально на две страницы. То есть у них можно эту заявку спросить – там достаточно базовый расчет, не нужно подробно все описывать. Надо указать, что именно хотят сделать, какой объект и предварительная стоимость», – отметила заместитель председателя Совета ЕУЭА.

Затем НЕФКО финансирует саму подготовку проекта, разработку бизнес-плана, энергоаудит, сопровождение тендера и поддержку в дальнейшем производстве

Обязательные условия в проектах с финансированием МФО:

  • возмещение кредита за счет сокращения потребления энергоресурсов;
  • экологический эффект;
  • участие технических консультантов на этапах разработки и реализации проектов (подготовка ТЭО, управление проектным процессом), а также верификации и мониторинга качества.

Также в Совете Европейско-украинского энергетического агентства добавили, что для сотрудничества с МФО город должен получить решение сессии по заключению кредитного соглашения. Поэтому сотрудничество с депутатами является ключевым моментом.

Какие преимущества от привлечения финансирования МФО

Наиболее значимое преимущество сотрудничества с международными финансовыми организациями заключается в гораздо меньшей процентной процентной ставке.

«Например, у НЕФКО была программа финансирования в гривне под 4-6% годовых. Если это сравнивать с 25% (стандартных кредитных продуктов на рынке), то, по-моему, преимущество в 20% на лицо», – отметила Елена Рыбак.

Кроме этого, по ее словам, в случае обращения в МФО городам помогают и с бизнес-планом и или технико экономическим обоснованием, и сопровождают закупку, контролируют качество, помогают отчитываться кредитору. То есть есть компонент технической поддержки, который оплачивается за счет донорских средств. Для этого городу важно показать себя надежным и компетентным партнером.

«Если все нормально проходит, городам в дальнейшем помогают не совершить какую-то техническую ошибку, дают консультации. Но сейчас МФО постепенно отходят от этого, ведь понимают, что всегда они технический консалтинг финансировать не будут и рассчитывают на то, что города наращивают свои способности и сами будут финансировать такие работы», – рассказала заместитель главы Совета ЕУЭА.

Преимущества привлечения финансирования МФО в проектах:

  • низкая стоимость привлечения капитала;
  • возможность получения грантовой поддержки;
  • возможность получения технической поддержки со стороны МФО на стадиях подготовки ТЭО, разработки проектной документации, реализации проекта.

В то же время в Совете ЕУЭА отметили, что сотрудничая с МФО в проектах энергоэффективности, город должен быть готов к серьезной работе над подготовкой проекта – полностью отвечать критериям инвестора.

Примеры успешно реализуемых проектов

В Совете Европейско-украинского энергетического агентства привели несколько примеров, как города успешно реализовали проекты по энергоэффективности.

«После термомодернизации школы, например, вместо 15-17°C, которые были в помещениях в предыдущие годы, температура уже не будет падать ниже 19°C в фойе и 22°C в классах. А еще – отсутствие сквозняков, лучше качество воздуха в классах, освещение, которое не портит зрение», – рассказали там.

Среди примеров успешной реализации проекта можно выделить город Славянск. Там модернизировали центр первичной медицинской помощи – два здания, с объемом инвестиций около 1 млн. евро и с показателями экономии в 7% на потреблении электрической энергии и 45% на тепловой.

Проект предусматривал замену старых окон и дверей, термоизоляцию стен, термо- и гидроизоляцию крыш, установку индивидуальных теплопунктов, модернизацию системы отопления и ремонт системы канализации, ремонт лифта, установку оконных клапанов проветривания и внедрение внутренней системы освещения.

Еще одним успешным примером стал город Славутич – там модернизировали школу.

Общее количество инвестиций составило 16,8 млн. грн, а окупаемость займет 6,5 лет. В то же время экономия в год выходит более 1 млн грн.

Среди прочего, в школе модернизировали ограждающие конструкции, за счет чего снизили потерю тепла через крышу, окна и стены.

Другой пример – город Чортков, который получил на реализацию проектов энергоэффективности 9,1 млн грн займа и 84,3 тыс. евро гранта.

Проект должен окупиться за 8 лет, а общая экономия составляет 1,4 млн грн в год.

Напомним, ранее мы писали, действительно ли Украина оказалась на пороге энергетического кризиса.

Как страны ЕС предлагают проводить реформу энергорынка, можно посмотреть на инфографике.

Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: