Замены по одному: о чем свидетельствуют «точечные» кадровые ротации в правительстве

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Состав Кабинета министров Украины, который в марте 2020 года возглавил премьер-министр Денис Шмыгаль, в очередной раз ждет обновление. Около половины министерств за последние 1,5 года поменяли двух, а то и трех руководителей. Уже в сентябре текущего года под угрозой отставки оказались как минимум еще 3-4 министра.

Ситуация с очередной сменой состава Кабмина выглядит несколько парадоксальной, поскольку во время своей пресс-конференции 16 сентября премьер Денис Шмыгаль заявил, что претензий к правительству не имеет. «Сегодняшний Кабмин ‒ технократический: министры проводят массу времени на рабочих местах, а не на ток-шоу. Хочется, чтобы правительство работало идеально. Но не ошибается тот, кто не работает», ‒ отметил Шмыгаль.

В самой Верховной раде депутаты монобольшинства до сих пор не могут четко ответить обществу: каких именно министров планируют поменять. А главное ‒ каковы причины таких кадровых ротаций, и кто придет им на замену. Как будут депутаты оценивать профессионализм кандидатов в министры, которые займут вакантные должности, и какую ответственность будут нести за выполненные или невыполненные обещания и пункты из программы действий правительства их предшественники?

Все эти вопросы остаются крайне актуальными, учитывая то, что, по сути, действующее правительство работает без утвержденной парламентом Программы деятельности. Этот документ должен был, с одной стороны, обеспечить годовой иммунитет Кабмину, однако, как было доказано на примере правительства Алексея Гончарука, утвержденная Программа деятельности правительства в октябре 2019-го года не предоставила никаких гарантий или иммунитета ‒ парламент отправил его в отставку уже через 4 месяца. Тогда как правительство Дениса Шмыгаля уже 1,5 года работает в режиме «конструктора» по Программе деятельности Кабмина, принятой постановлением в июне 2020-го, добавив к ней план действий.

«Удобный» Кабмин

Как показала практика последних двух лет, отставка или всего Кабмина, или отдельных министров мало как влияет на рейтинги действующей власти. Дело в том, что и первое правительство Гончарука, и второе правительство Шмыгаля заранее создавались как «технократические», тогда как всю ответственность за изменения в стране граждане возлагают лично на президента Владимира Зеленского и его политическую силу «Слуга народа».

Год неутвержденной программе Кабмина: сколько обещаний успело выполнить правительствоКабмин Шмыгаля уже год работает по своей второй программе действий. Как она выполняется и планируют ли подавать Раде третью программу.

Тем более, что увольнение министров в правительстве Дениса Шмыгаля, как правило, проходят по предварительному согласованию с ними ‒ для увольнения министры сами пишут свои заявления об отставке, а Верховная рада их без колебаний согласовывает.

Очевидно, такое «удобное» правительство в первый год полномочий Владимира Зеленского было больше преимуществом, чем недостатком ‒ в Кабмине не могло появиться своей «звезды» или хотя бы какого-то рейтингового политика. Единственное исключение ‒ экс-министр внутренних дел Арсен Аваков, который неизменно возглавлял ведомство с 2014 года. Впрочем, у Авакова есть существенный минус ‒ несмотря на высокую узнаваемость, он имеет значительный антирейтинг в обществе.

Сейчас ситуация изменилась: ни отставки отдельных министров, ни отставка правительства в целом не уменьшит негативных рейтинговых потерь для самой власти. Поэтому отдельные отставки министров и назначения их преемников мало чем поменяют ситуацию.

Снижение рисков

С другой стороны, власть в целом «точечными» отставками решает еще одну проблему ‒ возможное отсутствие достаточного количества голосов в Верховной раде в случае отставки всего состава Кабмина.

Вслед за Аваковым: кого из министров могут отправить в отставку и почему это выгодно президентуКому из министров грозит отставка, какие претензии им выдвигают и поможет ли их увольнение решить насущные проблемы, читайте в материале Слово и дело.

Ведь ситуация постепенно меняется, и среди голосов для назначения нового правительства ни среди представителей монобольшинства, ни даже среди различных фракций и депутатских групп в парламенте может не хватить.

Единственная возможность удачного перезапуска правительства ‒ попытаться создать Кабмин совместно с другими оппозиционными фракциями. Впрочем, такой вариант переформатирования и распределения власти в нынешних условиях выглядит «политическим самоубийством» для команды Владимира Зеленского. Поэтому перезапуск правительства в нынешних условиях все больше становится возможным лишь при двух других условиях: одновременных досрочных выборов и Верховной рады, и президента.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: