Верховная рада IX созыва подводит итоги двух лет своей работы. За это время парламент и сам институт народного депутата Украины потерпели ряд изменений. Однако доверие украинцев к главному законодательному органу до сих пор остается одним из самых низких среди институтов власти.
Казалось бы, в 2019 году сложились все обстоятельства для «монолита власти» - после избрания главой государства Владимира Зеленского, на досрочных выборах в Верховную раду пропрезидентская политическая сила «Слуга народа» впервые в истории украинского парламентаризма завоевала достаточное количество депутатских мандатов, чтобы сформировать так называемое «монобольшинство».
Эксперты прогнозировали, что большинство, состоящее из одной фракции, рано или поздно не устоит в вихре политической турбулентности - так что формат коалиции придется менять. Правда, хоть голосования в парламенте потеряли свойство так называемого «турборежима», в котором Рада работала первые несколько месяцев своей каденции, впрочем монобольшинство никуда не делось и продолжает принимать законы.
Приняты решения об отмене депутатской неприкосновенности, а также введены более жесткие наказания за «кнопкодавство». Кроме того, нынешняя Верховная рада предварительно одобрила изменения в Конституцию Украины, чтобы сократить количество народных депутатов до 300. Казалось бы, при такой положительной динамике парламент должен быстрее возвращать себе доверие граждан. Однако ситуация пока что противоположная. Почему так происходит?
Парламент без доверия
Социологические опросы, проведенные в 2021 году, зафиксировали низкий уровень доверия граждан к институтам общества, в том числе и к Верховной раде.
Так, согласно данным исследования Центра Разумкова, проведенного с 5 по 9 марта 2021-го, только 2% украинцев полностью доверяют парламенту. В то же время 77,5% «совсем не доверяют» и «скорее не доверяют».
По данным опроса, проведенного программой USAID «Новое правосудие» в феврале-марте 2021-го, Верховной раде как институту доверяют чуть больше - 7%. При этом, по данным аналогичного исследования в 2018 году, сейчас уровень доверия к парламенту сократился на 4%.
Вопрос недоверия к высшему законодательному органу скорее свидетельствует о негативном отношении к механизму принятия решений и самим народным депутатам. Парадоксально, но факт: сначала украинцы на выборах голосуют за определенные политические силы и отдельных народных депутатов, и при этом уровень недоверия к самому законодательному органу остается на достаточно низком уровне в течение длительного времени.
Изменить ситуацию пытались много раз. После досрочных выборов в парламент в 2014 году изменить ряд устоявшихся норм в работе законодательного органа обещал тогдашний президент Петр Порошенко и новый спикер Верховной рады, его соратник по партии «БПП» Владимир Гройсман. Его преемник - Андрей Парубий - также пытался реформировать ВР: изменения должны были коснуться и самой деятельности парламента, и его Аппарата. Впрочем, большинство намерений так и не были реализованы.
Все же нынешнему парламенту удалось сделать больше на пути к реформированию. Кроме усиления ответственности за «кнопкодавство» и снятие неприкосновенности, с марта 2021-го была введена сенсорная кнопка, которая значительно усложняет возможность неперсонального голосования.
Остаются чувствительными темами для реформирования парламента такие инициативы, как разработка и принятие закона об оппозиции - соответствующий проект закона уже внесен на рассмотрение Верховной рады. А еще - сокращение количества парламентских комитетов и изменение подходов к их формированию. Также из года в год переносится вопрос о принятии кодекса парламентской этики.
Вопрос времени?
Но, пожалуй, больше всего недоверие к Верховной раде среди граждан вызывают скандалы, в которых ключевыми действующими лицами являются народные депутаты. И ключевым в исправлении этой ситуации должна стать неотвратимость наказания.
Пока Офис генпрокурора завершил досудебное расследование и направил в суд обвинительный акт на нардепа, члена депутатской группы «Довіра» Владислава Поляка. Это может стать первым случаем наказания за «кнопкодавство». Депутат может заплатить штраф от 51 тысячи до 85 тысяч гривен. Остается риторическим вопрос о том, насколько ощутимым будет такое наказание для самого народного избранника.
Всего для реализации любых изменений нужны четкие критерии эффективности работы парламента. Одним из них является принятие законов. За последние два года из 6 тысяч 143 зарегистрированных законодательных инициатив только 489 (12,6%) стали законами. Интересная особенность нынешнего созыва ВР – лучше всего принимались законопроекты, представленные gрезидентом Украины - всего 91 из 160-ти (62,3%), не с такой интенсивностью голосовались законопроекты, подготовленные Кабмином - 82 из 494 (18,3%). Законодательные инициативы от народных депутатов принимались хуже - лишь 316 из них стали законам, однако их было больше всего - 5489.
Оценить уровень так называемого «законодательного спама» рядовому гражданину крайне трудно. А вот публичное наказание народных депутатов за участие в скандалах и неперсональных голосованиях может значительно лучше сказаться на восстановлении доверия к парламенту. Вероятно, такие показательные «наказания» могут стать еще и дополнительным инструментом политического влияния, и даже своеобразным сдерживающим фактором для возможного проведения досрочных парламентских выборов.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»