История с Ромой Протасевичем, которого сначала выловили в небе, а затем сделали так, что он стал каяться на камеру, сильно эмоционально пробила даже тех, кто еще вчера рассказывал белорусам, как правильно нужно валить диктатуру. Когда оказываешься в руках тех, кто способен абсолютно на все, а где-то в соседней камере сидит твоя девушка, примеры из книжек про мужественных подпольщиков, наверное, даже в голову не приходят. А Беларусь сейчас вся, как Рома.
И большая Россия тоже в заложниках у своих садистов. Можно много и гневно говорить о том, что сами во всем виноваты и где провинились больше всего, но это не отменяет того факта, что изменить свою судьбу россиянам не легче, чем белорусам. Еще недавно казалось, что можно, только сами не хотят, Путину умильно аплодируют, а теперь уже никто и желания не спрашивает. Активно желающим показательно портят жизнь и здоровье. Свобода так и не успела прижиться настолько, чтобы ее лишение ощущалось большинством россиян, как ампутация без наркоза. Зато извечные практики демонстрации народу, что он в своей стране – перегной, будто и не уходили никуда, причем все это, как полагается, под речи о его духовности и недостижимом величии.
Режим, все более однородным образом устанавливающийся на территории России и Беларуси, превращается в символического Рамзана Кадырова, который найдет любого, кто проявит неуважение и показательно накажет, заставив униженно извиняться, или просто убьет. Если надо – и в европах.
В этой ситуации очень понятно стремление украинцев обвести себя по кругу мелом и заречься от малейших признаков родства с народами, чья государственность обернулась построением большого концлагеря, признаки которого становятся день ото дня очевиднее. Мы – не такие! Это правильное, в общем, магическое заклинание играет важную терапевтическую функцию и, выдавая желаемое за действительное, позволяет несколько отпрянуть от нежелаемого.
Но и совсем уж обманывать себя нехорошо и неполезно. По историческим меркам мы плюс-минус единым народом были даже не вчера, а минуту назад. Во многом и остаемся, имея родственников, друзей и знакомых по ту сторону обеих границ. Среди нас немало тех, кто совсем не видит проблем в том, что творится в России и Беларуси, кто-то злорадствует, иные даже умудряются ставить их в пример. Есть такие, кто не против и здесь устроить подобное, только на правильной национальной основе.
Кроме того, даже в самых свободных людях дремлют раб и палач, причем весьма чутко, и лишь внешние обстоятельства и постоянная внутренняя работа не позволяют им проснуться. Стоит немного потерять бдительность и – встречайте. Что ж говорить о тех, кому свобода в тягость.
У нас существует негласное табу называть нынешнюю войну гражданской. И это понятно: никакой войны не случилось бы, если бы не соответствующие усилия России – пропагандистские и военные. Но именно в той степени, насколько там считают украинцев отбившимися своими, с завиральными идеями о свободе и Европе, настолько это и гражданская война. Настолько, насколько мы не равнодушны к судьбам, которые ломают диктаторы. Причем, как в таких войнах и бывает, линия фронта проходит, в том числе, через семьи. У нас и через государственные структуры проходит, в которых можно встретить и Олега Татарова, и старых «беркутов», и прочих святых поборников свободы человека и гражданина, с неподдельным интересом изучающих опыт белорусских коллег по превращению Протасевича в кающегося грешника: вдруг еще пригодится? И по камерам политзаключенных в России и Беларуси тоже наш фронт проходит, потому что они – наши. Все, кто за свободу – наши.
И эту гражданскую войну надо непременно выиграть, свободу завоевать, потому что иначе из мертвого Советского Союза, до сих пор хватающего живых, нам не вырваться.
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»