Пограничный конфликт: как вода чуть не привела к войне

Читати українською
Денис Поповичжурналист

В четверг, 29 апреля, произошло вооруженное столкновение на границах Кыргызстана и Таджикистана. К утру пятницы, от перестрелок погибли 13 человек, в том числе 12-летняя девочка. Страдают, главным образом, мирные жители. Превратится ли этот пограничный конфликт в еще одну «горячую точку»?

Конфликт начался с того, что 29 апреля таджикская сторона открыла огонь по пяти киргизским пограничным постам. В результате минометного обстрела загорелось здание погранзаставы «Достук» Баткенского пограничного отряда. В ответ на это спецназ погранслужбы Кыргызстана захватил погранзаставу на территории Таджикистана. Перестрелки заставили обе стороны начать подтягивать к границам свои войска.

Спустя три часа после начала боев, МИД Кыргызстана сообщил, что стороны договорились о прекращении огня с 17:00 по московскому времени и отводе армейских подразделений. В МИД Таджикистана подтвердили эту информацию. Однако ночью перестрелки возобновились. От пограничного конфликта страдают, главным образом мирные жители – преимущественно граждане Кыргызстана. К утру 30 апреля известно о 120 пострадавших. 13 человек, в том числе 12-ти летняя девочка, погибли.

Обстрелы и конфликт на границе Кыргызстана и Таджикистана: среди раненых мэр городаВооруженный конфликт на границе Кыргызстана и Таджикистана: обострился 29 апреля. Стороны обвиняют друг друга, усиливаются обстрелы. Сегодня был ранен мэр таджикского города Исфара.

Точную причину конфликта стороны не указывают, но скорее всего, он начался из-за воды, которую не поделили между собой жители кыргызстанского села Кок-Таш и Сомониен Исфаринского района Таджикистана. И здесь же в приграничье находится крупный водозабор «Головной», построенный еще во времена СССР, но теперь подающий воду в сопредельные районы разных независимых государств. Естественно, Кыргызстан и Узбекистан считают этот важный объект своим, предъявляя в подтверждение этому различные аргументы. Местность является очагом постоянных конфликтов из-за доступа к воде, пастбищам, сельхозугодьям и дорогам. Киргизы и таджики считают, что вода здесь распределяется несправедливо. Контролировать процесс жители обоих кишлаков пытаются, развешивая камеры наблюдения на столбе возле водозабора. Очередная такая попытка закончилась тем, что люди принялись забрасывать друг друга камнями, что и переросло в стрельбу.

Таким образом, смело можно утверждать, что нынешние перестрелки являются отложенными последствиями распада Советского Союза. Около 30% линии государственной границы между Кыргызстаном и Таджикистаном являются спорными. Это связано с тем, что административные границы, по которым и произошел распад, были проведены в Союзе без учета местных исторических и этнических особенностей. Результатом этого и стало появление многочисленных спорных объектов, анклавов на сопредельных территориях, конфликтов из-за пастбищ и распределения воды.

Пограничный конфликт между двумя среднеазиатскими странами далек от Украины и вряд ли окажет на нас какое-то влияние. Он интересен лишь с точки зрения перспектив возникновения очередной «горячей точки» на постсоветском пространстве. Строго говоря, большой войны, скорее всего, удастся избежать. Кыргызстан и Таджикистан являются членами ОДКБ, где главную роль играет Россия. Москве такая драка (со всеми восточными «тонкостями», вроде кровной мести, пыток и отрезания голов пленникам) крайне невыгодна. Ведь война между Кыргызстаном и Таджикистаном может перерасти в серьезные столкновения между киргизами и таджиками, которые прибыли в Россию в рамках трудовой миграции. А это очень плохой «кейс» для Кремля. Как бы там ни было, конфликт, скорее всего, притушат. Но не решат совсем, в нынешней политической реальности это невозможно.

Денис Попович, специально для «Слово и дело»

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: