Профессиональная подготовка чиновников: что происходит с профильным вузом НАГУ

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Более трех месяцев продолжается дискуссия относительно будущего Национальной академии государственного управления при президенте Украины. Если быть точным ‒ то именно глава государства стал инициатором указа в начале ноября 2020 года, согласно которому главный государственный вуз Украины по подготовке, переподготовке и повышению квалификации госслужащих и должностных лиц местного самоуправления передается из подчинения Государственного управления делами Министерству образования.

Пояснительный текст решения президента вызывает немало вопросов как у руководства и коллектива вуза, так и его выпускников. Так, согласно указу № 487/2020, Национальная академия государственного управления при президенте Украины (НАГУ), включая Днепропетровский, Львовский, Одесский, Харьковский региональные институты государственного управления, будет передана в сферу управления Минобразования «на основании обоснованных предложений Кабмина и Государственного управления делами, а также по результатам рассмотрения обращения Киевского национального университета имени Тараса Шевченко».

Руководство и коллектив вуза обращают внимание на то, что никаких консультаций по этому поводу не проводилось. А реформирование академии путем подчинения ее Киевскому национальному университету имени Тараса Шевченко будет иметь пагубные последствия для сферы публичного администрирования и подготовки профессиональных чиновников по многим причинам.

Забыли спросить?

В сложившейся ситуации есть несколько крайне дискуссионных и нелогичных аспектов.

Во-первых, сам указ и решение о переподчинении НАГУ принималось без каких-либо консультаций с коллективом или руководством вуза ‒ об этом неоднократно отмечали и преподаватели, и студенты, и выпускники этого учебного заведения.

Госслужба по контракту и отмена рангов: что предусматривает законопроект о перезагрузке властиЕсли законопроект примут, то появится контрактная служба для госслужащих, исчезают ранги и доплаты за них, хотя в кулуарах обсуждают повышение зарплаты чиновникам.

Во-вторых, статус НАГУ как специального вуза именно при президенте Украины не позволяет ему стать «филиалом» или структурной единицей другого высшего учебного заведения. Еще один важный момент в этой истории ‒ в НАГУ, как правило, учатся уже после опыта работы в органах госуправления или местного самоуправления, вуз позволяет повысить квалификацию и получить новый уровень управленческих знаний в сфере публичного администрирования. То есть, слушатели НАГУ имеют совсем другие задачи и мотивацию для обучения, чем студенты, которые получают свое первое образование.

Действительно, еще в 2019-м более 400 выпускников НАГУ при президенте Украины поддержали обращение к Владимиру Зеленскому, в котором просили главу государства сохранить НАГУ, обеспечить модернизацию, а также создать трехстороннюю контактную группу для наработки общего видения и предложений дальнейшего развития Академии госуправления. О том, что подобное предложение получит свою реализацию именно по сценарию, предложенному в указе президента вряд ли кто-то мог подумать.

Профсоюз НАГУ от имени коллектива академии написал открытое письмо президентам Украины Владимиру Зеленскому, Леониду Кравчуку, Леониду Кучме, Виктору Ющенко, Петру Порошенко, премьер-министру Денису Шмыгалю, председателю Верховной рады Дмитрию Разумкову, министру образования и науки Сергею Шкарлету, председателю Национального агентства Украины по вопросам государственной службы Наталье Алюшиной и председателям комитетов и фракций парламента, в котором выступает за сохранение заведения при президенте Украины.

«В случае невозможности этого, обращаемся к высшему руководству государства с предложением дальнейшего функционирования Национальной академии и ее региональных институтов государственного управления как самостоятельных высших учебных заведений с особыми условиями обучения специалистов для органов государственного управления и местного самоуправления», ‒ говорится в открытом письме.

На сайте официального интернет-представительства президента Украины продолжается и сбор подписей под электронной петицией «Усовершенствовать систему профессионального обучения публичных служащих: передать Национальную академию государственного управления при президенте Украины в подчинение Кабинету министров Украины», которая собрала 4610 голосов из 25 тысяч необходимых для рассмотрения главой государства.

Руководитель Минобразования считает ситуацию вокруг НАГУ вполне оправданной и не видит никаких угроз в подчинении вуза Национальному университету имени Тараса Шевченко. «Мировой опыт свидетельствует, что высококачественная подготовка специалистов осуществляется в классических исследовательских многопрофильных университетах, где сочетаются обучение, исследования, инновации и развитие человеческого капитала. Обучение и совершенствование квалификации специалистов в области публичного управления на базе университета позволит достичь существенного улучшения в кадровом обеспечении органов государственной власти и местного самоуправления Украины», ‒ пояснил Сергей Шкарлет в своем Telegram-канале.

В «подвешенном» состоянии

Однако ситуация, похоже, не будет иметь слишком простого решения. Сейчас коллектив НАГУ находится в «подвешенном» состоянии ‒ уже есть проблемы с выплатой заработных плат, а в случае объединения вуза с Национальным университетом ‒ вероятно, не избежать сокращений и увольнений. Тревожной история с дальнейшей судьбой НАГУ является и для студентов, которые сейчас учатся в академии ‒ естественно, что они беспокоятся и о судьбе своего вуза, и о возможности без сопутствующих проблем закончить учебное заведение.

Реформа децентрализации: что нужно учесть после изменения территориального устройстваПриняв новое административно-территориальное устройство Рада завершила второй этап децентрализации, но впереди распределение полномочий между местными советами.

Еще в ноябре на защиту НАГУ высказались в авторитетной всеукраинской ассоциации органов местного самоуправления «Ассоциация городов Украины». В направленном письме к премьер-министру и председателю Верховной рады Украины организация выразила обеспокоенность президентским решением, ведь отмена специального статуса НАГУ может привести к разрушению системы подготовки публичных служащих и нивелировать многолетние усилия на создание собственной украинской традиции подготовки и формирования государственно-управленческих кадров. Кроме того, считают в АГУ, это ставит под сомнение успешное завершение реформы децентрализации, поскольку предполагалось, что именно на базе НАГУ будут проходить подготовку служащие нового уровня ‒ префекты, которые должны быть профессиональными специалистами в сфере государственного управления и местного самоуправления.

19 ноября прошлого года Львовский областной совет принял обращение к президенту Украины, спикеру парламента и премьер-министру относительно ситуации по реформированию Национальной академии государственного управления. «Мы, депутаты Львовского областного совета, считаем, что НАГУ и региональные институты государственного управления обеспечивают профессиональное обучение государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления. Передача НАГУ (вместе с региональными институтами государственного управления) в подчинение Министерству образования и науки Украины обусловит негативные изменения в политике формирования и размещения государственного заказа профессиональной подготовки должностных лиц органов государственного управления и местного самоуправления», ‒ говорится в обращении облсовета.

В самой НАГУ, кроме широкого публичного обсуждения с привлечением представителей академии по ее дальнейшей судьбы, призывают премьера Дениса Шмыгаля рассмотреть возможность подчинения вуза Кабинету министров Украины, как это было в 90-х годах. Напомним, именно в 1992-м был создан Институт государственного управления и самоуправления при Кабинете министров, на базе которого указом президента Украины от 30 мая 1995 года № 398 была образована Украинская академия государственного управления при президенте Украины.

«Конституция Украины устанавливает принцип разделения властей, основанный на обеспечении баланса между различными ветвями власти. Соответственно, указанные ветви власти должны иметь институты, которые будут обеспечивать образовательное, научное и экспертно-аналитическое сопровождение их деятельности. Так, Верховная рада Украины имеет Институт законодательства ВР Украины, судебная ветвь власти ‒ Национальную школу судей, президент Украины ‒ Национальный институт стратегических исследований, одновременно такого заведения у Кабинета министров Украины, как высшего органа в системе органов исполнительной власти не предусмотрено. Именно поэтому Академия может стать тем учреждением, которое обеспечит систему органов исполнительной власти высококвалифицированными государственными служащими, сможет качественно проводить актуальные научные исследования практически во всех сферах, связанных с формированием и реализацией государственной политики и осуществлять экспертно-аналитическое сопровождение соответствующих государственно-управленческих решений», ‒ говорится в обращении представителей НАГУ к премьеру Денису Шмыгалю.

Похоже, что подобный сценарий выглядит как наиболее компромиссный и вероятный в ситуации, которая сложилась. Правда, проблема переподчинения НАГУ вызывает и ряд других вопросов ‒ в том числе и о стандартах обучения будущих чиновников, и о необходимости системного реформирования принципов публичного администрирования в Украине в контексте изменений, которых ожидает сам вуз.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: