Уже завтра в центре Киева состоится традиционное шествие правых политических сил «Марш УПА-2020». Три наиболее влиятельные и рейтинговые политические партии на правом фланге - ВО «Свобода», «Национальный корпус» и «Правый сектор» – с целью почтить память героев - погибших воинов и участников Революции достоинства прошагают по центральным улицам столицы к правительственному кварталу, где у Офиса президента собираются объявить ряд требований.
Стоит напомнить, что националисты не часто устраивают запланированные события торжественного характера. Кроме чествования Дня защитника Украины и Дня создания УПА 14 октября, масштабные «факельные» марши происходят разве что 1 января - в день рождения символической фигуры для националистов - Степана Бандеры.
И несмотря на наличие четкой идеологической рамки, партийного «ядра» и большого количества сторонников, в последние годы националистическим партиям не удается существенно расширить электоральное поле. Достаточно, чтобы снова непосредственно влиять на политические процессы на более высоком уровне - из Верховной рады и правительства. Какие преграды мешают правым, и удастся ли им наконец объединиться действительно широким партийным фронтом для формирования новой страницы в собственной политической истории?
Период триумфа
Настоящим политическим триумфом для правых партий был период 2012-2014 годов. На парламентских выборах в 2012-м ВО «Свобода» добыла более 10% голосов избирателей, чем стала настоящей сенсацией, получила 37 мандатов и даже делегировала своего представителя на должность вице-спикера Верховной рады.
В трагический 2014 год главной националистической партии на внеочередных выборах не хватило нескольких сотен процентов голосов, чтобы преодолеть избирательный барьер. Частично голоса правых «распылили» более радикально настроенные новые политические силы, прежде всего - «Правый сектор».
Сейчас «Свобода» среди всех националистических партий остается единственной, которая способна преодолеть заветный 5% избирательный барьер: партия по разным социологическим опросам сейчас может рассчитывать на 3-3,5% голосов избирателей по всей Украине. Конечно, наибольшей является поддержка политсилы в западных регионах Украины.
Поддержка «Национального корпуса» и «Правого сектора» с момента своей «партийной карьеры» даже при самых благоприятных условиях находилась на грани 1%.
Идеологический фронт
Сейчас националистические партии находятся в более выгодной позиции с точки зрения мобилизации своего постоянного электората - правые могут предлагать диаметрально противоположную политику той, которую сейчас проводит руководство государства, и за счет сторонников таких шагов приобретать свою поддержку.
Так, идя завтрашним маршем, правые собираются объявить ряд требований под Офисом президента. Среди них: принять так называемый законопроект «о коллаборационизме», мобилизовать спецслужбы для защиту украинских интересов внутри страны - на выявление тех самых «коллаборационистов», инициировать лишение лицензии ряда телеканалов, которые способствуют распространению пророссийских позиций в Украине и, наконец, «прекратить ограничения укрaинским военнослужащим по ведению огня в ответ на обстрелы рoссийских войск и наемников на Дoнбассе».
Два из четырех этих пунктов являются полностью противоположными тем шагам, которыми сейчас гордится власть - прекращением огня и подготовкой к мероприятиям по переходному правосудию. Эти пункты направлены прежде всего на часть общества, которая предлагает радикальные шаги по урегулированию ситуации в Донбассе. Еще два шага - о преследовании «коллаборационистов» и давлении на пророссийские каналы – являются мобилизационными для собственно сторонников правых партий.
Однако националистам значительно труднее выделиться на фоне остальных оппозиционных политических сил. Правым партиям гораздо труднее играть на одном электоральном поле с главным конкурентом - «Европейской солидарностью», не говоря о менее рейтинговых, но еще более «нишевых партиях» - «Голосе» и «Самопомощи». Ведь будучи движущей силой различных акций протестов, правым гораздо труднее согласиться на компромиссы или стать частью политических договоренностей в парламенте или правительстве. А без этого участие в большой политике - обречено на провал.
Сила в объединении?
Сейчас одна из реальных возможностей для правых партий мобилизовать собственный электорат - объявить об объединении усилий в единой политической борьбе. Правда, в случае неудачи некоторым из участников объединения придется забыть о дальнейших электоральных перспективах.
Об объединении националистические партии ведут переговоры давно. Несколько попыток переговоров о походе на выборы единым правым фронтом были осуществлены в 2017 году, однако так и остались намерениями. Как следствие - националисты оказались не готовы к внеочередной парламентской кампании 2019 года.
Сейчас у правых есть уникальная возможность в новом качестве зайти в большую политику: речь идет прежде всего не о местных выборах, а о возможности досрочной парламентской кампании. С последующим падением рейтингов провластной политической силы и на фоне возможного реванша пророссийских партий у правых появляется реальный шанс сыграть на противоречиях и обойти конкурентов на оппозиционном поле за счет более решительных действий и акций.
Имеют ли правые партии шансы на успех? Безусловно. Особенно сейчас, когда идет эпидемия коронавируса, в государстве - очередная волна экономического падения, и остается нерешенной ситуация с Донбассом и Крымом.
Популярность правых как раз и обусловлена этими несколькими системными факторами. Во-первых, в стране есть запрос на экономический национализм - он предлагает гражданам строить сильную экономику, не надеясь на какую-либо помощь извне. Кроме того, в самой политической жизни украинцы откровенно устали от коррупционных скандалов и распрей, надеются услышать простые и понятные месседжи, как избавиться от постоянного комплекса failed state.
Во-вторых, в Украине продолжается война. И именно запрос на сильного патриотическим лидера, который победит врага и выведет страну из кризиса, является одной из базовых преимуществ национализма. Ведь именно патернализм, основанный на чувстве гордости за успехи собственного государства, является главной особенностью доктрины национализма.
Кто знает: с одной стороны такие взгляды могут быть опасными для самого существования Украины как целостного государства. С другой стороны - хорошим мобилизационным фактором для качественно нового позиционирования.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»