Начало пенсионной реформы в Украине было положено еще в 2004 году, но серьезных сдвигов в пенсионном обеспечении граждан так и не произошло. Сущность провозглашенной пенсионной реформы заключалась в переходе к трехуровневой пенсионной системе обеспечения пенсионных выплат. Однако до сих пор действует только солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, а доля негосударственного пенсионного обеспечения составляет в Украине всего 0,03%.
Накопительная же система общеобязательного государственного пенсионного страхования отсутствует вовсе, хотя предполагалось, что она будет введена в действие в 2012 году, и 7% с каждой заработной платы работника будут направлены на персональные счета граждан. Эти средства должны были стать инвестиционным фондом украинской экономики, а доход от инвестиций должен был увеличивать размер будущих пенсионных выплат.
Однако в течение многих лет чиновники не решались начать пенсионную реформу, которую сами провозгласили, уверяя граждан, что накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования будет дополнительно обременять работодателя и приведет к коллапсу в экономике. В то же время в большинстве стран мира доля второго уровня в пенсионном обеспечении граждан составляет от 13 до 40% пенсии. Экономический и демографический кризисы заставили нынешних чиновников незамедлительно перейти к внедрению накопительной системы пенсионного обеспечения.
Так, в сентябре Кабинет министров обнародовал пошаговый План действий правительства до конца 2020 года, одним из пунктов которого является разработка и представление в парламент законопроекта о введении накопительной профессиональной пенсионной системы. Соответствующий проект закона Минсоцполитики разработало еще в мае текущего года, однако в планах правительства установлен новый дедлайн – ноябрь 2020 года.
Тяжелые пенсионные реалии
По словам премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля, движение в пенсионную систему с накопительными фондами неизбежно. «Демографическая ситуация в Украине выглядит в форме ромба. Сегодня мало детей, относительно много населения продуктивного возраста и пенсионеры. Через 15 лет часть людей продуктивного возраста станет пенсионерами, а то малое количество детей достигнет продуктивного возраста, и мы получим пропорцию двое к одному», – рассказал глава правительства в одном из своих интервью.
Слова премьер-министра подтверждают и социологи: украинская нация быстро стареет. По их информации, если в 2009 году удельный вес пенсионеров в общей численности населения составлял 26%, то к 2050 году он возрастет уже до 38%. Кроме того, внедрение накопительной пенсионной системы позволит инвестировать в экономику Украины, а не увеличивать иностранные заимствования, потому что если бы накопительная система была введена еще 10 лет назад, она бы уже собрала больше финансовых ресурсов, чем все полученные за это время кредиты от МВФ.
Чтобы залатать дыру в Пенсионном фонде, нужны немалые средства, а запрос работодателей и работников направлен на снижение налогового давления, о чем указывает в своем интервью премьер-министр. «Сейчас все просят снизить ЕСВ, но если ничего не менять, то через 15 лет ЕСВ в Украине будет вдвое больше, чем сегодня. Бизнес сюда придет? Поэтому накопительная система – это единственный путь для будущих пенсионеров получать достойную пенсию, а для бизнеса – сохранить адекватную нагрузку», – считает Денис Шмыгаль.
А работать накопительная система будет так: «2% от нынешнего ЕСВ выделяем в накопления, не увеличивая нагрузки ни для фирмы, ни для человека, и еще 2% берем по НДФЛ. Эти 4% позволяют в сегодняшних ценах при выходе на пенсию получить 1 миллион гривен», - объяснил премьер-министр. Воспользоваться этими средствами пенсионер сможет по своему усмотрению: либо получить всю сумму сразу, или равными частями в течение следующих 5-10 лет, или как пожизненное содержание с выплатой определенной фиксированной суммы.
Переход к накопительному уровню пенсионной системы предполагался с 1 января 2019 года, однако был отложен, возможно, из-за предостережения МВФ воздержаться от планов запуска этой системы пенсий, поскольку реформа приведет к снижению поступлений в Пенсионный фонд и создаст дыру в госбюджете-2019. Однако Денис Шмыгаль утверждает, что уже с 1 января 2021 года ввести эту накопительную систему вполне реально.
Новые предложения правительства
Новый законопроект правительства №2683 «Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении» предусматривает введение накопительной профессиональной пенсионной системы для отдельных категорий лиц в возрасте до 35 лет (по состоянию на 1 января 2021-го). «Источником финансирования пенсионных выплат из солидарной системы и формирования пенсионных активов в накопительной профессиональной пенсионной системе будут страховые взносы, которые будут уплачиваться работодателями за счет повышенной ставки единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», – говорится в пояснительной записке к документу. Участники будут самостоятельно выбирать негосударственный пенсионный фонд, в который должны направлять такие взносы. Также проектом предусматривается три профессиональные пенсионные программы.
Программа №1 дает право на получение пенсионных выплат при достижении 50 лет при стаже работы на вредных профессиях от 10 лет у мужчин и от 7,5 лет у женщин. По этой программе к имеющемуся единому социальному взносу в размере 22% от начисленной зарплаты необходимо дополнительно перечислять еще 15%.
Программа №2 дает право на получение пенсионных выплат при достижении 55 лет при стаже от 12,5 лет для мужчин и от 10 лет для женщин. По этой программе к обязательному единому соцвзносу (22%) необходимо дополнительно перечислять еще 7%.
Программа №3 дает возможность добровольно участвовать в накопительной профессиональной пенсионной системе на условиях, определенных в коллективных договорах, соглашениях и на получение пенсионных выплат по достижении 55 лет. А по этой программе к обязательным 22% соцвзноса добавляется еще взнос от 3% (по согласованию с работниками).
В чем опасность и последствия?
Оптимизм премьер-министра не разделяет «Федерация работодателей Украины», которая в своем обращении причину низких социальных стандартов видит в высоком уровне теневой экономики, который достигает 45-50%, и низком ВВП на душу населения.
Именно поэтому Пенсионный фонд дотируется из госбюджета на 45%, хотя процесс детенизации экономики полностью покрывает расходы Государственного бюджета по этой статье. Однако борьба с «теневиками» проводится довольно странно, потому что под раздачу попадают легальные работодатели и честные налогоплательщики за незначительные нарушения.
Также ФРУ указывает на то, что внедрение общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения лоббируют негосударственные пенсионные фонды и финансовые компании, поскольку могут увеличить свои доходы. При этом государство не гарантирует добродетели частных пенсионных фондов, нет доверия у наших граждан и к банковской системе. Отсутствует доверие и к трастовым фондам, которыми являются фонды индивидуального пенсионного страхования.
Международная организация труда, которая в 2019 году провела обстоятельное исследование состояния пенсионной системы в Украине, также предостерегает от внедрения общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения, указывая на негативный мировой опыт, такой как уклонение от уплаты взносов и низкий уровень охвата работающих.
Надежда на собственные силы
Как уже отмечалось, в настоящее время в Украине действует закон об общеобязательном государственном пенсионном страховании, которым применяется формульный подход к определению размера пенсий и трехуровневая система пенсионного обеспечения, однако на практике существует только два уровня: солидарная система, которая покрывает 99% выплат, и негосударственные пенсионные фонды.
Об обязательном индивидуальном накоплении последние несколько лет говорили на уровне теории, в правительственной презентации нового законопроекта упоминается и об этой опции, но в отношении лиц, работающих в опасных условиях. В таких случаев предполагается, что работодатели будут платить повышенный социальный взнос, часть которого предлагается аккумулировать на индивидуальных счетах, начиная с 2021 года.
Запустить же накопительную систему для всего населения невозможно из-за слабого развития малого и среднего бизнеса, падения ВВП, недофинансирования государственного бюджета и при этом – огромной нагрузки на Пенсионный фонд, расходы которого только растут. Принципы страхования, которые были заложены изначально в формулу определения размера пенсий, просто игнорируются. Рост пенсий в Украине очень часто является следствием популистской политики, а не экономических показателей.
Поэтому остается единственный выход – постепенно, но неизбежно отказываться от солидарной системы в пользу «поддерживающей» системы обязательных социальных платежей и вводить обязательную систему двухуровневого накопления – за счет отчислений от зарплаты и доходов и создания условий для появления на рынке негосударственных фондов пенсионных накоплений. Но это возможно в стране с работающей экономикой, с защищенным правом собственности, так как Накопительный фонд должен получить возможность надежно инвестировать аккумулированные деньги.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»