Время решительных антиперемен. Колонка Леонида Швеца

Читати українською
Леонид Швецполитический обозреватель

Нельзя сказать, чтобы стране, пережившей за исторически короткое время Чернобыль, распад Союза, 90-е, две революции, пятерых президентов и переживающая шестого, войну и коронавирус, так уж не хватало чего-то новенького. Это скорее новенькому все время чего-то не хватает, чтобы Украина перестала беспокоиться и начала жить, а не мучительно выживать.

Остались считанные дни до годовщины первого тура президентских выборов, ставших апофеозом стремления украинского народа к новому. За прошедшее время уже даже правительство успело смениться, да только собственно нового становится, похоже, не больше, а наоборот.

Речь не об отсутствии новых фигур, они-то, если не брать основу украинской государственности и символ конституционного строя Арсена Борисовича Авакова, меняются, и меняются порой с анекдотической быстротой. Только свидетельствуют перемены об отсутствии перемен и даже сворачивании их там, где они наметились.

Долгое время, еще до нынешней обновленческой волны, зримым символом перемен был Макс Нефьодов, работавший первым заместителем министра экономической политики и торговли в правительствах Яценюка и Гройсмана. Молодой отец-основатель системы ProZorro одним хипстерским видом показывал, что иные времена если еще не наступили, то уже вот-вот, на подходе.

Зарплаты в Кабмине: сколько Гончарук и министры получили перед увольнениемКабинет министров Алексея Гончарука уволили 4 марта. Смотрим, сколько министры заработали перед увольнением.

В правительстве Алексея Гончарука с избытком было вызывающе молодых людей, включая самого премьера, но даже на этом фоне выделялся министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет. Как за плечами Нефьодова была система ProZorro, так за Дубилета будто ручались электронные платежные системы ПриватБанка и Монобанка, которым завидуют солидные западные финансовые учреждения. Юный бог диджитализации во плоти, он сразу принялся отменять бумажки и вводить цифры – результат важный, приятный и зримый.

Понятия не имею, каким Дубилет был министром Кабинета министров – может, кстати, отвратительным, поскольку был заточен не на документооборот, а против него. С попыткой заменить дорогую перепись населения дешевой оценкой министр явно «налажал», но без злого умысла, а от бесконечной веры в анализ больших данных. Других откровенных ляпов вроде не было. После того, как премьера Лешу отправили в отставку и набрали других людей, министра Димы в новом составе правительства тоже не оказалось. Дубилет тогда написал, что варианты его дальнейшего сотрудничества с правительством обговариваются, и перечислил 50 проектов, которые вела его команда в Кабмине и которые требуют развития и завершения. Хорошие проекты, нужные. Сегодня он сообщил, что уходит в бизнес. Видно, ни о чем не договорились. Не пригодился.

Парень не пропадет, в правительство его выдернули в самом начале запуска большого британского проекта. Спрос на дубилетов огромный, только не в родном Отечестве, более наглядно этот расхожий тезис проиллюстрировать было невозможно.

Другой пример антиперемен демонстрирует «такая» Ирина Венедиктова, сменившая во главе Генпрокуратуры «не такого» Руслана Рябошапку. На недавней встрече с народными депутатами она выступила в поддержку возвращения прокурорам классных чинов и соответствующих мундиров – этого пережитка советской и царской бюрократии, укоренившегося в путинской России. И то, что в отставку отправился Виктор Трепак, замгенпрокурора, при котором сдвинулись с мертвой точки дела по расстрелу на Майдане и о покушении на Катю Гандзюк, является уже логическим продолжением особым образом понятого представления о чести мундира, которое с некоторых пор заиграло новыми смыслами.

Чтобы сделать умозаключение о направлении течения, необязательно обладать знаниями о гидротехнике, достаточно видеть, куда поток несет яркие листья. Можно ничего не понимать в политике, но когда глава президентского Офиса Андрей Ермак обзаводится дорогущим «членовозом» буквально во время чумы – вполне ясный знак, который сложно трактовать как-то иначе, чем хмельную дурь от власти. Новое до обидного легко оборачивается еще совсем не забытым старым, убогим по сути и по форме.

Когда-то у «Квартала 95» был цикл роликов «Пороблено в Украине». Может, и правда, пороблено?

Леонид Швец, специально для «Слово и Дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: