Правительство Украины продлило карантин на территории страны до 24 апреля. Еще минимум месяц будет длиться эксперимент по так называемому социальному дистанцированию, призванный сдержать распространение эпидемии.
Принятие таких чрезвычайных мер значительно облегчается тем, что к ним прибегают все вокруг. Для власти набор приемов реагирования, используемых коллегами в других странах, которые решают аналогичные задачи, облегчает поиск адекватных вариантов. Изобретать велосипед в борьбе с коронавирусом не приходится, достаточно смотреть по сторонам и пытаться грамотно повторить. Особенно полезна такая возможность, когда имеются обоснованные сомнения в уровне собственной экспертизы.
И со стороны граждан мы наблюдаем удивительный феномен внешней легитимации решений суверенных правительств: свое-то, понятно, никуда не годится, будучи в ситуации форс-мажора образцом некомпетентности, растерянности и импотенции, но поскольку так поступают «у людей», это позволяет признавать правоту экстремальных шагов. Больше того, если бы они не были осуществлены, критика была бы неизмеримо беспощадней: самые умные?! Страх и паника по мере роста числа заболеваний и смертей превращали бы критику в ярость.
Но было бы странно, если бы и профилактический карантин не встречал глубоко скептического отношения. Квинтэссенцией этого подхода стала хлесткая запоминающаяся фраза, которую часто стал использовать самый заметный противник карантинных мероприятий – Дональд Трамп: борьба с проблемой не может обходиться дороже, чем сама проблема. В своей гениальной простоте это выражение производит эффект откровения. Ведь и правда, в стремлении искоренить заразу мы можем совсем угробить экономику и получить по-настоящему катастрофические последствия.
Что для Трампа наметившаяся рецессия и уже резко пошедшая вверх безработица – нож в сердце и удар по перспективам второго срока, не секрет. Личные обстоятельства вызывают повышенную нетерпеливость президента США, который уже пообещал постараться снять строгие ограничения уже к Пасхе, а то и раньше. Когда у него поинтересовались, на чем базируется его уверенность и откуда конкретные сроки, Трамп ответил, что это было бы просто красиво. То обстоятельство, что Штаты еще и близко не достигли пика заболеваемости, не должно портить внутреннюю убежденность президента и его веру в красоту. А дай волю экспертам – они и на год страну закроют, и на два, похоронив первую экономику мира, Америка перестанет быть Америкой.
Никакого откровения в этих соображениях, конечно, нет, как и реального противопоставления здоровья людей экономике. Это лишь модификация известного пропагандистского выражения «пушки вместо масла», запущенного, между прочим, Йозефом Геббельсом на одном из партийных съездов: «При необходимости мы сможем обойтись без масла, но никогда – без пушек». Удивительна нечувствительность уха американского президента, имеющего немецкие корни, к таким смысловым обертонам.
Национальные экономики и мировая экономика в целом серьезно пострадают – уже страдают – от пандемии. И решать эту проблему придется не вместо, а вместе с задачей спасения максимального количества жизней. Цена жизни очень сильно выросла с тех пор, как в Германии министром пропаганды работал доктор Геббельс. И с этим обстоятельством, к счастью, уже ничего не сделать.
Леонид Швец, специально для «Слово и Дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»