Простите за Эрику. Колонка Леонида Швеца

Читати українською
Леонид Швецполитический обозреватель

История о том, как телеканал ICTV снабдил выступление Владимира Зеленского титрами из сериала, не только замечательно скрашивает нашу карантинную реальность, но и словно выдает внутренний пласт, лежащий за событийной поверхностью. Хотя никто и не забывал, этот казус лишний раз обращает внимание на то, что президент у нас оттуда, из художественной действительности, которая удивительным образом переплелась с политическими обстоятельствами. Теперь уже и не отделить одно от другого без ущерба для понимания происходящего.

Интересно, что в выступлении, где ухо слышало советы президента, как добраться на родину в условиях всеобщих ограничений на перелеты, а глаз читал признания в убийстве некой Эрики, Владимир Зеленский пытался вернуть подзабытый формат душевного обращения к народу. В первые месяцы своих полномочий он практиковал такие монологи, неизменно заканчивавшиеся словами: «Все буде добре!». Потом обстоятельства скрутили политического новичка так, что ни времени, видимо, не было для коллективных психотерапевтических сеансов, ни язык не поворачивался обещать, что все будет хорошо. А теперь вот возникла чрезвычайная ситуация, когда лидер просто обязан поддерживать информационный и эмоциональный контакт с народом. И тут, словно кто-то из-за спины выглянул и показал язык: «Кристиан, принеси лестницу. Ворсинки от веревки направлены вверх. Таким образом, тело подтягивали уже после смерти».

Коронавирус в мире: что делать украинцам, которые «застряли» за границейСтраны из-за пандемии коронавируса закрывают границы и прекращают пассажирское сообщение. Что делать, если виза просрочена, а выехать нет возможности.

Когда Вова решил стать Владимиром Александровичем и перейти из киношоубизнеса сразу в большую политику, он меньше всего представлял себе, что придется иметь дело со сценарием фильма-катастрофы. Причем сценарием, который пишется неизвестно где, кем и на сколько серий. Нет возможности не только выкинуть неудачные дубли, даже реплики партнеров и реакция массовки – заранее загадка, и, главное, все происходит на самом деле, не крикнешь «Стоп!». Вернее, кричи, сколько влезет, да без толку.

Украина минус коронавирус, которой захотел поруководить Зеленский, тоже вовсе не представлялась местом для забавного пятилетнего приключения. Но как-то, видимо, казалось, что с помощью верных друзей и при широкой поддержке населения достаточно будет делать все честно и правильно, и понемногу наладится, просто на контрасте с прошлым, когда все делалось нечестно и неправильно. Особенно если регулярно взбадривать народ позитивными монологами, призванными подчеркнуть искренность намерений. По ходу выяснилось, что от друзей проку большого нет, от некоторых только вред, население ждет чудес, а взяться им неоткуда, как и правильным прорывным идеям. Украина минус коронавирус вместо запущенного поля оказалась каким-то диким болотом. Украина плюс коронавирус – словно на болоте полыхнул высохший камыш.

Как ни странно, в условиях сокрушительного форс-мажора управленческая неопытность Зеленского нивелируется. Вызовы настолько нестандартны, что готовых ответов нет и в копилке опытных политиков и чиновников, и не только у нас на болоте, но и в более благородных ландшафтах. При дефиците рациональных решений и ресурсов под них остается иррациональная надежда на фарт, и фартовому Зеленскому остается демонстрировать, что и в этот раз кривая его вывезет, а с ним и всех остальных. «Все буде добре». Всерьез в это верить нельзя, значит, вера будет несерьезной, под психоделические титры: «Это я убила Эрику. Она забрала у меня любимого человека. Простите меня, если сможете».

Чего ж не простить.

Леонид Швец, специально для «Слово и Дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: