Обратили вы внимание или нет, давно не было президентских видеоотчетов. Скоро месяц, как Владимир Зеленский пообещал регулярно специальным образом рассказывать, как у него и у нас обстоят дела, сделал это всего пару раз и затих.
«Друзья! Раз в неделю буду искренне делиться всем, что на душе. Буду рассказывать про наши успехи, победы, планы и неудачи (а они, конечно, тоже есть). Надеюсь, такой формат всем «зайдет». Помните, это было в ролике, записанном на ходу в морозный день, 25 ноября? 2 декабря президент разговаривал со страной с беговой дорожки, и все, на том еженедельные «искренние отчеты» прекратились.
Ладно, понедельник, 9 декабря, прошел в тяжелых переговорах в Париже, по итогам были пресс-конференция и отдельный выход к украинской прессе, пропустим. В понедельник, 16 декабря, президент в Фейсбуке написал несколько предложений в поддержку футболиста Романа Зозули, а на следующий день улетел в Баку. Тоже никаких видеоискренностей. Привязка к понедельнику, конечно, совсем необязательна, и можно было бы ожидать новый ролик в какой-то другой день недели, но не случилось. Нет, Зеленский не молчал, новые посты и видео на его странице в Фейсбуке появлялись, как сегодняшнее грозное заявление о принудительном закрытии игровых залов. Но к заявленному формату все это не имеет отношения.
Премьер Алексей Гончарук тоже заявлял о желании регулярно, в неформальной стилистике, доносить до народа интересное. На YouTube по воскресеньям стали выходить выпуски под названием «Чашка премьера». Пилотный выпуск вышел 24 сентября. Но тоже как-то идея не прижилась, последнюю, пятую чашку премьер выпил 28 октября, на том эксперимент и прекратили. Время от времени Гончарук какие-то видео выкладывает, но это классические тематические заявления в галстуке.
Конечно, рано пока утверждать, что президент и премьер совсем отказались от идеи постоянных задушевных монологов, может быть, идет мучительный поиск формы и тональности. Но, если что, пример провала подобных благих начинаний у нас имеется. В ноябре 2005 года пресс-секретарь президента Ирина Геращенко сообщила, что отныне Виктор Ющенко будет каждую неделю выступать с радиообращениями на актуальные темы, а с трансляцией помогут радио «Эра» и Национальная радиокомпания. Первое выступление состоялось 5 ноября, еще сколько-то раз Виктор Андреевич пытался привлечь граждан к радиоприемникам, а потом бросил это дело, потому что, как известно, все чепуха и суета сует, кроме пчел.
Совсем не секрет, что такие разъяснительно-душевные речи ввел в оборот Франклин Рузвельт, его «беседы у камина» стали образцом для позднейших подражателей. Погруженной в депрессию, а затем вовлеченной в войну Америке нужно было нести надежду и показывать, что руководство знает, что делает, и рассчитывает на поддержку со стороны граждан. Хотя нужно сразу обратить внимание, что американский президент словами не разбрасывался, за одиннадцать лет с 1933 года произнес всего тридцать радиоречей, в 1935-м и 1936-м выступил всего по разу. Какое там еженедельно. Но ведь и время было другое, ни тебе ни соцсетей, ни видеоплатформ, ни многолетнего сценического опыта у государственного лидера.
Кажется, из всего, что может Владимир Зеленский дать людям, регулярные видеоролики – самая простая штука, не требующая почти никаких усилий, времени и средств, а специальных навыков ему не занимать. Но вот, оказывается, никакой простоты нету. Слова национального лидера не могут быть любыми, повод пустячным, эмоции неискренними, это не импровизация при конферансе. Хорошему тексту требуется могучий контекст, в их взаимосвязи должен угадываться глубокий смысл, выдающий стратегические замыслы. Глава государства не может отмалчиваться, создавая впечатление, что он растерян и ему просто нечего сказать, но ни к чему прослыть пустым болтуном.
Непростая это работа – вести за собой людей, в том числе тех, которые тебя на нюх не выносят. Это на концерт приходят поклонники. В политике дело обстоит сильно иначе.
Леонид Швец, специально для «Слово и Дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»