Европейские стандарты и отремонтированные километры: что политики обещают по ремонту дорог

Читати українською
Ремонт дорог – неиссякаемый источник обещаний политиков. Слово и Дело посмотрело, что обещает новая власть и что провалили их предшественники.

В Украине в ноябре заканчивается сезон ремонта дорог, снова приводить все в порядок после зимы начнут 1 марта. До этого времени, по словам президента Владимира Зеленского, будет идти подготовка к «большому строительству дорог». «Дорожный фонд мы увеличили в бюджете на 40%. Плюс еще деньги от международных организаций. У нас амбициозное предложение от Министерства инфраструктуры построить около четырех тысяч километров дорог в следующем году. Учитывая, что очень много средств куда-то шло, строительство увеличится процентов на 60. И это будет по всей стране», – заверил глава государства. Тема дорог в нашей стране актуальна всегда, плюс — это неиссякаемый источник обещаний. «Слово и Дело» напомнит обещания новых и старых политиков относительно дорог.

Дороги по европейским стандартам: что обещает Зеленский и Кабмин

Одно из главных программных обещаний президента Владимира Зеленского по инфраструктуре – строить дороги по европейским стандартам. В программе он также отметил, что страна нуждается в капитальном ремонте инфраструктуры.

Также во время своего президентского срока Зеленский успел пообещать в ближайшее время отремонтировать объездную дорогу возле Черкасс и инициировать ремонт Варваровского моста в Николаеве. Ничего из этого пока не сделано.

До конца ноября, заверил Зеленский, будет построен мост возле Станицы Луганской. Одно обещание по этому мосту глава государства уже провалил: изначально он обещал построить мост до августа. Но боевики затягивали демонтаж фортификационных сооружений моста и разминирование прилегающих территорий.

Премьер-министр Алексей Гончарук тоже обещает строить дороги «по-новому». В программе правительстве есть обещание реализовать первые проекты по строительству платных, концессионных дорог, вводить интеллектуальные транспортные системы в сфере дорожного хозяйства и дорожной инфраструктуры, внедрить новую систему контроля качества строительства автомобильных дорог, их безопасности и содержания.

Кроме того, в программе говорится, что за пять лет в Украине будет отремонтировано 24 тысячи километров дорог. Тут стоит отметить, что обещание действительно амбициозное: за 2014-2018 года в Украине было отремонтировано 7 тысяч 342 км дорог. Плюс к этому бывший премьер Владимир Гройсман планировал до 2022 года отремонтировать и построить почти 6,7 тысяч км дорог. То есть даже «самые смелые мечты» Гройсмана не дотягивали до озвученной новым Кабмином цифры.

Недавно Гончарук пообещал, что в бюджете на 2020 год будет предусмотрено больше 75 млрд грн на ремонт дорог. Пока в эту цифру правительство немного не вписывается: в бюджете ко второму чтению объемы финансирования Дорожного фонда увеличены до 73,7 млрд грн. Обещание явно позаимствовано у предыдущего Кабинета министров: Гройсман тоже обещал, что в бюджете-2020 на ремонт дорог будет заложено 75 млрд грн, но лишился должности и сделать это не успел.

Министр инфраструктуры Владислав Криклий анонсировал, что с 2021 года в Украине стартует аудит безопасности международных дорог, а с 2022-го – национальных дорог.

В партии «Слуга народа» обещали строительство бетонных дорог

Тема инфраструктуры упоминается в программе партии «Европейская солидарность» – обещали развивать местную инфраструктуру. В «Слуге народа», в свою очередь, пообещали создавать законодательные условия для строительства бетонных дорог.

Кроме того, «слуги народа» уже выполнили обещание внедрять независимый контроль строительства и ремонта дорог. Верховная рада в октябре приняла соответствующий законопроект, который предусматривает аудит безопасности на всех этапах: планирование, строительство дорог, введение в эксплуатацию.

Большинство мажоритарщиков, которые прошли в парламент от «Слуги народа», обещали избирателям требовать от правительства прозрачного механизма ремонта дорог (по принципу «Худшие по состоянию дороги ремонтируются первыми»), а также ввести контроль веса и скорости автомобилей.

Чаще всего мажоритарщики обещают ремонтировать дороги в своих избирательных округах. Например, Алексей Гончаренко заверил, что будет сделан капитальный ремонт дорог Подольск – Балта, Балта – Саврань, Кодыма – Слободка, Подольск – Окны и Подольск – Ананьев.

Валерий Гнатенко, который был избран в Донецкой области, обещал реконструировать и строить дороги в каждом населенном пункте округа. Отремонтировать дороги в округе обещали Александр Сухов, Александр Лукашев, Павел Бакунец и другие мажоритарщики. Виктор Бондарь в предвыборной программе пообещал обеспечить села асфальтированными дорогами.

Депутат Игорь Васильковский обещал найти финансирование для ремонта двух дорог в Одесской области: Винница – Кучурган и Степановка – Еремеевка. Сергей Бунин намерен требовать от правительства скорейшей постройки объездной дороги вокруг города Борисполь. Александр Горобец будет инициировать строительство двухуровневых путепроводов через железнодорожные пути в городах Вишневое, Ирпень, Боярка. Андрей Иванчук в предвыборной программе пообещал способствовать улучшению транспортного сообщения между городами и районами Прикарпатья.

Отметим, что все обещания мажоритарщиков находятся в процессе выполнения. «Слово и Дело» следит за ними и собирает промежуточную информацию.

Что относительно ремонта дорог обещают местные власти

Некоторые главы областных администраций, которые только недавно были назначены президентом, уже дали свои первые обещания по инфраструктуре. Глава Житомирской ОГА Виталий Бунечко просто ограничился обещанием строить дороги. Денис Шмыгаль заявил о готовности помогать в строительстве нового моста в микрорайоне Пасечная в Ивано-Франковске.

Председатель Донецкой обладминистрации Павел Кириленко свое обещание отремонтировать 30 км трассы Борисполь – Днепр – Запорожье – Мариуполь уже выполнил.

Мэрам в плане выполнения обещаний проще, они на своих постах уже четыре года, некоторые даже больше.

Столичный мэр Виталий Кличко заявил, что планирует открыть автомобильное сообщение через Подольско-Воскресенский мост до конца 2020 года. Обещание сделать это в текущем году Кличко уже провалил. Зато городской глава в 2017-2018 годах, как и обещал, ремонтировал по 300 км дорог. Кроме того, до конца 2019-го Кличко обещал возобновить движение автомобилей по обновленной части путепровода на пересечении проспектов Комарова и Леся Курбаса, а летом 2020-го – по Борщаговскому путепроводу.

Мэр Днепра Борис Филатов, хотя и часто говорит о ремонте дорог, но избегает давать обещания. Тем не менее, Филатов все же пообещал, например, в 2018 году закончить ремонт Центрального моста (того самого, из-за которого он заключил пари с президентом Владимиром Зеленским). Но в прошлом году свое слово мэр не сдержал, ремонт закончить не успели.

Харьковский городской глава вчера, 7 ноября, пообещал построить дорогу от Салтовского жилмассива к центру города. При этом, по словам Геннадия Кернеса, все незаконно обустроенные торговые павильоны рынка «Барабашово», которые попадут на линию дороги, будут снесены в полном соответствии с украинским законодательством.

Владимир Хомко обещал построить турбокольцо в Ровно. Такую развязку используют для повышения безопасности движения и увеличения скорости прохождения развязки транспортом. Звучит очень инновационно, но в то же время в городе с 2017 года не могут отремонтировать улицу Макарова.

Мэр Одессы Геннадий Труханов еще в 2015 году пообещал реализовать проект строительства окружной дороги в городе. Но проект до сих пор находится на стадии обсуждения. Куда более успешно чиновнику дается обещание провести реконструкцию магистральных дорог и мостов Одессы. Уже есть целый список отремонтированных объектов.

Ремонт дорог: что сделала и провалила предыдущая власть

Зеленский обещает в программе строить дороги по европейским стандартам, в то же время Владимир Гройсман на посту премьер-министра выполнил обещание эти европейские стандарты ввести. Обязательство было зафиксировано в программе деятельности его Кабмина.

В частности, за 2016-2019 годы правительство ввело более жесткие требования к подрядчикам: по всем контрактам на средний ремонт дорог – гарантия не менее 5 лет, на капитальный ремонт дорог – не менее 10. Для усиления контроля весовой нагрузки было закуплено более 70 габаритно-весовых комплексов.

Кроме того, Гройсман реализовал программное обещание передать дороги местного значения в сферу управления местных органов исполнительной власти. В 2016 году Верховная рада приняла законы, которые предусматривали создание Государственного дорожного фонда Украины. Фонд заработал в начале прошлого года. В рамках децентрализации управления дорогами «Укравтодор» теперь отвечает только за 50 тысяч километров дорог, а другие 120 тысяч подчинены областному уровню с гарантированным финансированием из Фонда.

При этом бывший премьер провалил обещания отремонтировать дороги Одесса – Рени, Харьков – Сумы, Киев – Черновцы. На момент, когда Гройсман уходил с должности, ремонт этих трасс все еще продолжался. Обещания отремонтировать в 2018 году дороги Тернополь – Львов и Харьков – Ахтырка Гройсман выполнил.

Владимир Омелян на должности министра инфраструктуры в этом году успел выполнить обещание о том, что на юге Украины начнется строительство бетонных дорог. В мае начали делать дороги Николаев – Кропивницкий и часть дороги Днепр – Киев.

В Верховной раде VIII созыва тоже хватало невыполненных обещаний относительно дорог. Например, Игорь Гузь в этом году обещал добиваться ремонта дорог Владимир-Волынский – Турийск – Ковель и Нововолынск – Горохов за средства от таможенного эксперимента (эксперимент, согласно которому 50% от суммы перевыполнения ежемесячных плановых таможенных платежей направляется в специальные фонды региональных бюджетов). Но никаких законопроектов или обращений по этому поводу депутат не подготовил.

Олег Барна в 2017 году не выполнил обещание начать ремонт дорог в селе Босыры Тернопольской области. Ремонтные работы так и не провели из-за отсутствия средств в государственном бюджете. Кроме того, нардеп забыл оказать содействие в асфальтовом покрытии дороги в селе Белая. В Тернопольском облавтодоре сообщили, что Барна не обращался с инициативой отремонтировать отрезок дороги.

Александра Худякова, специально для «Слово и Дело»

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.