Тысячи жителей Каталонии неделю подряд протестуют на улицах Барселоны. Причина народного гнева – решение Верховного суда Испании бросить за решетку организаторов референдума о независимости региона в 2017 году. Бунтари перекрывают железнодорожные пути и автодороги, пытаются блокировать аэропорт Эль-Прат, строят баррикады, жгут автомобили, бросают в сторону стражей порядка камни и коктейли Молотова. Силовики отвечают резиновыми пулями, пенометами и массовыми задержаниями.
Из-за сверхвысокого градуса напряжения в городе Королевская футбольная ассоциация отложила на неопределенный срок El clasico – матч между «Барселоной» и мадридским «Реалом», который должен был состояться 26 октября на каталонском стадионе Камп-ноу. Очередной виток противостояния сторонников идеи независимости Каталонии с властью Испании был лишь делом времени, ведь обе стороны конфликта стоят друг друга.
«Акт мести»
14 октября Верховный суд Испании лишил свободы (на сроки от 9 до 13 лет) 9-х политиков, причастных к организации референдума о независимости Каталонии в октябре 2017 года. Конституционный суд Испании признал проведение плебисцита незаконным, поэтому идеологов волеизъявления центральное правительство окрестило мятежниками, обвинив в превышении полномочий и покушении на суверенитет Королевства. В числе осужденных оказались бывшие спикер парламента Каталонии, глава МВД, министр юстиции и несколько министров регионального правительства. Еще 3-х каталонских политиков суд признал виновными в неповиновении королевской власти, но оставил на свободе. Ни один из обвиняемых вину не признал.
Сразу после оглашения приговора на улице Барселоны вышли сотни людей. Митингующие держали в руках плакаты с требованием освободить «политических заключенных» и призвали присоединиться к протесту единомышленников. Поддержал акцию председатель местного Женералитета Ким Торра (сторонник идеи независимости Каталонии). Он назвал решение суда «актом мести» и призвал испанские власти амнистировать заключенных. Кроме того, в специальном выступлении перед парламентом Каталонии Торра не исключил возможность проведения повторного референдума.
Ситуация быстро вышла из-под контроля. В Барсу начали прибывать люди со всего региона и город охватил хаос. В конце концов сам Торра был вынужден обратиться к наиболее радикальным протестующим с требованием прекратить беспорядки, которые, по его словам, «не соответствуют мирному духу движения за независимость и дискредитируют миллионы его сторонников среди жителей Каталонии».
Торра также обратился к исполняющему обязанности премьер-министра Испании Педро Санчесу с предложением провести переговоры, впрочем последний его отверг. Санчес потребовал публично осудить протесты и признать, что миллионы жителей региона выступают против независимости. Он также отметил, что Каталония не получит суверенитет, поскольку это противоречит закону Испании. Таким образом, противостояние региональных властей Каталонии с центральным испанским правительством снова оказалось в тупике, из которого не может выйти почти 15 лет.
Демократии здесь не место
Основной аргумент Мадрида, как более сильной стороны, в спорах с Барселоной по степени автономии Каталонии – решения судов. В 2006 году каталонская власть приняла новый Устав (согласованный с королевским правительством и поддержанный на местном референдуме), который предусматривал расширение прав региона и признание его жителей отдельной нацией. В 2010 году Конституционный суд Испании заморозил действие Устава, а единственной нацией, которая признается государственно, определил испанскую. В 2016 году Конституционный суд Испании признал нелегитимной резолюцию каталонского парламента о проведении референдума о суверенитете региона. В дальнейшем именно на этом постановлении базировались задержания и аресты его организаторов. Ставить под сомнение законность решений позиции Конституционного суда Испании нет никаких оснований, но тот факт, что центральная власть пытается решать политические проблемы внутри страны исключительно с их помощью – плохой знак для демократии.
С другой стороны, референдум 2017-го не подтвердил желание абсолютного большинства жителей Каталонии выйти из состава Испании, хотя сепаратисты утверждают обратное. По данным регионального правительства, «за» проголосовали более 90% участников плебисцита, но явка при этом составила лишь чуть более 40%. Социологические опросы, проведенные Instituto DYN за месяц до голосования, зафиксировали: сторонниками идеи независимости были 47% местных жителей, противниками – 44,4%. Летом 2019-го количество оппонентов движения за отделение региона от Испании выросло до 48,3% (по данным опроса испанского Центра исследования общественного мнения). 20 октября, в противовес сепаратистским акциям, на площади Святого Иакова в Барселоне состоялся многолюдный митинг под лозунгом «За единую Испанию». Принимать любое решение по столь важному вопросу как независимость Каталонии без однозначной поддержки со стороны общества тоже вряд ли соответствует демократическим нормам.
Демократия предусматривает решение политических противоречий с помощью поиска компромисса, а не грубой силы одной из сторон. Каталонский кризис подтверждает: навязывание единых правил из центра приводит лишь к росту напряжения между различными этническими группами населения внутри страны. Пока ни в Мадриде, ни в Барселоне, не будут готовы к компромиссам – продолжения столкновений не избежать.
Богдан Машай, специально для «Слово и Дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»