Свобода vs транш: сможет ли новое правительство отказаться от кредитов МВФ

Читати українською
Александр Радчукполитолог

На прошлой неделе Украина полностью рассчиталась с Международным валютным фондом по программе stand-by, начатой в 2014 году. Уже на этой неделе миссия МВФ прибудет в Киев, чтобы вести переговоры с новым правительством о продолжении сотрудничества с Фондом.

Однако наше государство продолжит выплату по другим кредитам — МВФ работал в Украине в рамках программы расширенного финансирования EFF до конца 2018 года, после чего правительство Владимира Гройсмана инициировало новый этап сотрудничества с Фондом. Объем 14-месячной программы кредитования составит около 3,9 миллиардов долларов, из которых Украина еще в декабре 2018-го года получила около 1,4 миллиарда долларов. При этом миссия МВФ обязалась каждые полгода пересматривать успешность выполнения новой программы, впрочем из-за президентских выборов, а затем и досрочных парламентских - решили отложить визит уже до формирования нового правительства.

Интрига заключается в том, что за последние полгода экономика Украины, несмотря на сложную политическую ситуацию, продемонстрировала в целом достаточно неплохую «стрессоустойчивость». И именно позитивные сигналы в финансовом секторе дают все больше оснований для оптимизма новому правительству заявлять о возможности обойтись без новых кредитов МВФ.

Что известно о новых условиях сотрудничества с МВФ? При какой ситуации Украина все же сможет отказаться от поддержки Фонда, и какие это будет иметь последствия?

Форточка возможностей для реформ

Новый премьер-министр планирует вступить в переговоры с МВФ по расширению программы сотрудничества в рамках уже существующих договоренностей. По сути, речь идет об увеличении кредитования на следующие 3-4 года до 5-10 миллиардов долларов. Если удастся договориться, правительство надеется уже в январе 2020-го получить 2 миллиарда долларов кредита.

Украина хочет смягчить требования по ценам на газ. Согласится ли МВФ?Украина планирует на будущих переговорах с Международным валютным фондом смягчить требования по тарифам на газ для населения.

Кредиты МВФ - некая экономическая «константа», которая остается в наследство каждому новому украинскому правительству, какая бы политическая команда не приходила к власти. Здесь стоит отметить, что за все более чем 20 лет сотрудничества с Фондом, Украине не удавалось успешно завершить ни одну из программ сотрудничества из-за невыполнения определенных требований. При этом деньги МВФ из бюджета правительство возвращало исправно, что свидетельствует о том, что главной цели кредитов - провести реформы и усилить экономику государства - так ни разу и не удавалось достичь.

Зато на этот раз в новом правительстве настроены оптимистично. По словам министра финансов Оксаны Маркаровой, новая программа может стать для Украины заключительной в случае, если удастся воплотить запланированные новой властью реформы. Мол, в дальнейшем государство сможет обходиться без кредитования.

Это, действительно, очень оптимистичные прогнозы, учитывая то, что такая «форточка возможностей» для реформ будет открытой максимум год. Времени очень мало. К тому же, даже после прекращения самой программы кредитования - допустим, в 2022-2023 годах, - выплачивать сам кредит придется еще как минимум до 2027 года. Поэтому единственный положительный результат, на который действительно может рассчитывать новое правительство, - запуск эффективных реформ, которые позволят показать высокую динамику экономического роста минимум на следующие 5-7 лет.

Новые условия на старый манер?

Часть новых условий по программе кредитования, которую планирует подписать уже правительство Алексея Гончарука, будет касаться уже хорошо известных в Украине тем: запуска рынка земли и прозрачного процесса приватизации.

Как менялись золотовалютные резервы Украины за последние пять летЗолотовалютные резервы после резкого падения в конце 2014 года постоянно росли, хотя по некоторым показателям наблюдается отрицательная динамика.

Кроме этого, планируется активизировать две реформы, которые должны улучшить финансовые возможности банковского сектора и усилят ответственность за коррупцию. Речь идет о принятии нового законодательства о перераспределении функций надзора за рынком небанковских финансовых услуг (так называемый закон о «сплите»), а также защита прав потребителей финансовых услуг и финансовый мониторинг.

Что касается ситуации по усилению борьбы с коррупцией, то в данном вопросе речь идет об усилении роли НАПК и ужесточении ответственности за незаконное обогащение. В этом же направлении ожидаются позитивные сигналы от работы антикоррупционных правоохранительных органов и Антикоррупционного суда, который начал свою работу в начале сентября.

Еще один вопрос, который будет остро стоять во время переговоров с МВФ: что делать с ценами на газ для населения. В Фонде, как и прежде, говорят об установлении рыночных цен и прозрачных механизмов ценообразования. Тогда как предыдущее правительство и власть утверждали, что единственный способ достичь успеха в переговорах с МВФ - поднять цены до новых максимумов. В новом правительстве утверждают, что, избавившись от коррупционных схем, цену на газ для населения можно будет снизить.

Политические и экономические риски прекращения сотрудничества

Среди экономических и политических рисков наиболее вероятными станут как раз ситуация с ценами на газ и вопрос запуска рынка земли.

Что касается тарифов и «газового лобби» - пока что у президента и его команды есть все рычаги, чтобы разобраться в ситуации и, действительно, объяснить украинцам, по какой формуле формируются тарифы на газ. А вот в вопросе с землей дискуссия может быть значительно продолжительнее.

Зачем Коломойский вновь заговорил о дефолте и есть ли основания для кризиса?Бизнесмен Игорь Коломойский заявил, что Украина не должна бояться отказа от выплаты внешних долгов, и посоветовал властям объявить дефолт.

В самом правительстве утверждают, что существует около 30 вариантов запуска земельной реформы. И все они, так или иначе, будут затрагивать интересы аграрных монополистов. А значит, вероятных конфликтов в этой плоскости не избежать как на законодательном уровне, так и вне парламента. «Земельную тему» нагревают к концу года - в период, когда Верховная Рада, как правило, решает данную дискуссию очередным продлением моратория на продажу земли. На этот раз, похоже, и монобольшинство, и правительство, и президент настроены решительно. Тем более, что запуск прозрачного рынка земли было среди пунктов предвыборной программы кандидата в президенты Владимира Зеленского. Правда, детального видения реализации этой реформы так и не было обнародовано.

Еще одним дестабилизирующим фактором в развитии сотрудничества с МВФ может стать позиция олигарха Игоря Коломойского. Он неоднократно выступал противником жизни в кредит и даже считает объявление дефолта выходом из сложившейся ситуации в экономике Украины. Мол, только после избавления от долговых пут возможен настоящий экономический прорыв и динамичное развитие Украины. Пока политического влияния группы Коломойского и в парламенте, и в правительстве, недостаточно для того, чтобы к его идее прислушалась новая власть. Впрочем, ситуация может измениться уже в ближайший год. Пойдет ли на открытый конфликт с Коломойским действующий Президент Украины, станет ясно после ряда принятых решений. В частности, по деолигархизации, урегулирования ситуации с тарифами на газ, приватизацией и, вероятно, вопросом законности решения прошлой власти о передаче «Приватбанка» в государственную собственность.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.