В Украине начинает работу ГБР. Как создавали и из-за чего были конфликты?

Читати українською
Евгений Крапивинэксперт ЦППР

Первое время, пока не будут приняты законодательные изменения, не будут сформированы остальные 70% штата, орган будет работать в полурежиме.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал специалист Ассоциации УМДПЛ Евгений Крапивин, оценивая начало работы Госбюро расследований.

«Во-первых, вопросы есть насчет конкуренции, наладится ли работа между ГБР и подразделениями в ГПУ, которые будут осуществлять процессуальное руководство. Кадры набраны, но вот сработаются ли они, не будет ли истории НАБУ-САП №2?»,, – отметил Крапивин.

«Второй вопрос, что будет с военной прокуратурой. Матиос не поддерживал никогда идею передачи следователей военной прокуратуры в гражданский орган – в ГБР. Сейчас в ГБР есть управление №3, которое будет заниматься преступлениями против порядка несения военной службы», – уточнил он.

Эксперт не исключил, что процесс передачи может быть довольно болезненным, вплоть до того, что гражданских следователей ГБР не будут пускать на территорию военных частей для проведения каких-то следственных действий и возникнет конфликт.

По его словам, с этим есть объективные проблемы. В военной прокуратуре следователей остается около 270, а в ГБР на все эти преступления в управлении будут работать 70 следователей. Пока сложно сказать, как они справятся, учитывая, что у нас большая армия.

«27 ноября ГБР начинает официально работать. Для того, чтобы запустить, нужна треть штата и оповещение о начале работы в официальных изданиях. В «Урядовом курьере» сообщение уже было. Что касается кадров, то минимальное необходимое количество набрано. По регионам с конкурсами не было проблем. Единственное, что они шли через комиссию №2, к которой были вопросы относительно объективности, были истории по коррумпированности», – пояснил он.

Хотя есть анализ кандидатов общественных организаций, согласно которым в целом каких-то одиозных персон, местных коррупционеров очень мало, добавил специалист.

По его словам, основные скандалы с конкурсами были связаны с внешней конкурсной комиссией, которую сформировали по политическим квотам: 3 – от президента, 3 – от Кабмина, 3 – от ВР.

Там была сложная история по 27 кандидатам на руководящие должности, констатировал он.

«Тогда Труба заявил, что ему не предоставили достаточного количества документов, результатов полиграфа, потом оказалось, что они были уничтожены. Далее была длинная перепалка. Труба читал закон в одном ключе вместе с порядком проведения полиграфа, который сам же утвердил, а внешняя комиссия читала по-своему. Юридически там некачественный закон, который действительно можно трактовать по-разному», – подчеркнул эксперт.

Однако можно было сесть за стол переговоров, а не конфликтовать 2 месяца, потому что 2 месяца вопрос по этим кандидатам не принимали. Недавно Труба принял решение вернуть представление на этих 27 кандидатов, но все зависло в воздухе, никто не знает, какие будут правовые последствия, акцентировал он.

«Если повторно объявлять конкурс, тогда эти 27 кандидатов могут обратиться в суд, поскольку они же были избраны по законной процедуре, а вместо них будут другие», – пояснил Крапивин.

Несмотря на некоторые проблемы и конфликты, сейчас есть начальники территориальных управлений, следователи, руководство, хотя и и. о., поэтому орган заработает, уточнил он.

«Хотя все проблемы, которые были, остаются. Соответствующие законодательные изменения до сих пор не приняты. Нельзя набрать оперативных работников, нет полномочий для осуществления оперетавно-розыскной деятельности. Есть проблемы внутри органа насчет привлечения к дисциплинарной ответственности»,, – отметил специалист.

По его мнению, первое время, пока не будут приняты законодательные изменения, не будут сформированы остальные 70% штата, не решится конфликт с комиссиями, орган будет работать в полурежиме.

«Сейчас прежде всего следует решить вопрос с ГПУ, военной прокуратурой, проводить дальше конкурсы, закрыть вопрос материально-технического обеспечения. Все эти вещи не сделаны за год. Хотя есть объективные причины. Если доноры были заинтересованы в антикоррупционной реформе, то у НАБУ проблем материального характера не было. В ГБР, сколько бы они ни обращались, в основном расчет на бюджетные средства, что непросто. Поэтому запуск очень медленный», – резюмировал Евгений Крапивин.

Как известно, ранее директор ГБР Роман Труба обещал, что работа Государственного бюро расследований стартует 1 сентября, однако провалил обещание.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: