Есть два пути. Первый из них – вернуться к состоянию отношений, которое было до принятия Украиной закона об образовании.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал эксперт-международник Антон Кучухидзе, оценивая требование Будапешта предостатвить официальный статус венгерскому языку.
Второй путь для Украины – нормировать закон согласно выводам Венецианской комиссии или хотя бы вернуть закону первоначальный вид, подчеркнул он.
«Можно вернуть закону вид, который был во время первого чтения. Норма 7 статьи была оговорена с представителями нацменьшинств и, соответственно, было принято решение. И тогда никто ничего не оспаривал – ни Венгрия, ни нацменьшинства не имели претензий. Все в руках парламента», – отметил Кучухидзе.
По его мнению, сейчас на этот конфликт идут искусственно, чтобы развивать правую риторику и удовлетворять правый электорат, на который власть делает ставку на предстоящих выборах.
«Здесь нет проблемы. Это даже не противоречие экономических интересов. Это гуманитарный вопрос, который из-за глупости властей привел к тому, что теперь блокируют комиссии на уровне НАТО», – уточнил эксперт.
По его словам, не нужно воспринимать это как слабость.
Он пояснил, что новая норма, которая появилась в этой статье, противоречит Европейской хартии региональных языков или языков нацменьшинств, которую ратифицировали в начале 2000-х.
«Нужно следовать международным обязательствам. Раньше не было таких проблем, потому что условия Хартии выполнялись. Изменить норму – это не уступки. Это лучше для нас в первую очередь с точки зрения имиджа и выполнения обязательств. А дальше уже на Венгрию будет давить Запад. Все было нормально, а потом мы фактически сами поссорились не только с венграми, но и с поляками, румынами. А потом мы хотим в Европу», – резюмировал Антон Кучухидзе.
Что украинские политики обещают по поводу языкового вопроса – в нашем обзоре.
Сколько детей в Украине учатся на языках национальных меньшинств – на нашей инфографике.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»