Кого накажут за утечку «списка 47» из материалов уголовного дела СБУ

Читати українською
Журналистов Страна.ua не могут привлечь к ответственности, однако в рамках нового уголовного производства нервы им потреплют основательно.
Слово и Дело

После того, как СБУ начала уголовное производство по факту обнародования сайтом Страна.ua так называемого «расстрельного списка 47-ми жертв Путина», журналисты издания заявили об очередной «попытке запугивания и шантажа» со стороны власти. В частности, в СМИ сообщили, что это уже шестое уголовное производство против сайта, которое дает возможность силовикам проводить обыски и мешать работе журналистов. Насколько новое уголовное производство может повредить работе Страны.ua, есть ли угроза для журналистов и понесет ли в итоге кто-то ответственность за утечку информации из материалов следствия «Слово и Дело» расспросило адвоката Столичной коллегии адвокатов Геннадия Дубова.

«Данные досудебного расследования действительно запрещено разглашать. Поэтому СБУ и открыло соответствующее производство. Но запрет касается только тех, кто давал расписку о неразглашении. Речь идет обо всех субъектах производства, имевших доступ к материалам следствия. Причем, не только следователь СБУ. Расписки о неразглашении должны были бы взять у журналистов и других фигурантов упомянутого списка, которых вызывали в СБУ», – пояснил Дубов.

Однако, журналисты Страны.ua не являются участниками уголовного производства, материалы которого были разглашены.

«Черный список 47»: стали известны новые фигурантыСотрудники спецслужб провели встречу с людьми, которые были намечены следующими жертвами в деле Бабченко.

«Журналисты, которые опубликовали список, как известно, не входят в число участников процесса. То есть, они никаких расписок о неразглашении не давали. Значит, и привлечь их к ответственности не представляется возможным. Если исходить из юридической логики, то разглашение данных имеет смысл только когда есть обязанность не разглашать. А у журналистов сайта таких обязательств не было», – пояснил юрист.

По большому счету, надо еще доказать, что они осознавали, что перед ними действительно материалы уголовного производства. Поэтому правоохранители должны искать того, кто, собственно, и устроил утечку. Но, видимо, все затевалось несколько с другой целью.

«В рамках уголовного производства сотрудники СБУ абсолютно правомерно могут прийти в редакцию сайта с обыском. Несмотря на то, что сейчас по закону в санкции на обыск должны указывать, что именно собираются искать правоохранители, если им захочется изъять тот же компьютер, то к ним претензий не будет», – отметил юрист.

Что же касается уголовной перспективы этого дела, тут уж СБУ должно найти того, кто разгласил материалы дела и привлечь его к ответственности. Речь идет о статье 387 УК «Разглашение данных оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования». Если утечка произошла через участника процесса, например, журналиста, то ему грозит крупный штраф или исправительные работы сроком до двух лет. Для судьей, прокуроров, следователей и оперативников наказание более суровое: от штрафа до ограничения свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Напомним, Служба безопасности открыла уголовное производство из-за обнародования СМИ списка потенциальных 47 жертв.

Пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская рассказала, что не знает содержания списка потенциальных 47 жертв, который ранее распространили СМИ.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: