Автомобильный геноцид: существует ли альтернатива дешевым авто из Европы?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Украина остается одной из беднейших стран Европы и мира, и в то же время у нас одни из самых высоких цен на б/у авто. Можно насчитать три глобальных причины, почему так произошло. Все они являются следствиями друг друга, и решение каждой из них по отдельности не решит проблемы с доступностью авто в Украине в целом.

Во-первых, Украина после распада Советского Союза имела свою собственную отрасль по производству автомобилей. Можно критиковать качество и количество производимых автомобилей, можно привести множество причин, почему отечественный автомобиль не покорил мировые рынки. Впрочем, оставлять без внимания этот факт не стоит.

Во-вторых, вполне понятно, что во времена экономического кризиса и неопределенности, в 1990-х годах, у автомобильных заводов-гигантов появились частные собственники. Уже потом они пошли в политику, нарастили капиталы и стали известными всем нам под общим названием «олигархи». Крупные собственники имели и имеют мощное автомобильное лобби в политике и пытаются, не смотря на состояние дел в отечественной экономике, заработать как можно больше денег. Это также очевидный факт.

В-третьих, по всем показателям мы имеем самое бедное в Европе население. Так было почти все время после наступления независимости Украины в 1991 году, впрочем, кризис последних лет углубил финансовую пропасть между богатыми и бедными, опустошил кошельки «среднего класса» и заставил многих предприимчивых украинцев искать заработки за рубежом.

Все эти причины не способствуют общей автомобилизации Украины: несмотря на большую площадь нашего государства, мы имеем один из самых низких уровней количества авто на душу населения. По данным 2016 года, на одну тысячу украинцев приходятся всего 202 автомобиля. Для сравнения, в маленькой Эстонии – 514, в Польше – 546, в Чехии – 485, в США (которые значительно больше нашей страны) в 2011 году этот показатель достиг 802 авто на тысячу человек.

Сколько денег потерял бюджет от нерастаможенных иномарок в 2017 годуБолее 1,5 тысячи километров дорог можно было бы построить на средства, не поступившие в бюджет от растаможки иномарок на еврономерах.

Но проблема даже не в бедности населения и олигархах. Проблема в отсутствии стратегических целей развития отечественного автопрома, попытке «законсервировать» ситуацию, выжать последние соки из убитой экономики. Тогда как цены на б/у авто из Европы остаются высокими для украинцев. Этой ситуацией пользуются ловкие дельцы, которые с помощью «серых» схем предлагают пригнать автомобиль из-за границы, используя различные законодательные лазейки. Так, сначала у границ со странами ЕС начало появляться все больше авто на временной регистрации, а уже в наши дни «евробляхи» заполонили едва ли не каждый большой и малый город Украины.

Что собирается делать государство? Существует ли благоприятный выход из автомобильного кризиса для всех участников рынка – и для украинского производителя, и для «белых» импортеров, и для потребителей?

Ни жив, ни мертв

Отечественный автопром – достаточно разветвленная отрасль. В Украине производятся и легковые авто, и грузовые, и автобусы, и общественный электротранспорт, и специальные автомобили для нужд военных. Что касается легковых авто, то мы имеем несколько заводов, однако полным циклом производства авто может похвастаться только «АвтоЗАЗ».

Говоря об объемах производства отечественных легковых авто, приходится констатировать печальную картину. В 2014 году с конвейеров украинских заводов (различные типы сборки и производства авто) сошло почти 26 тысяч автомобилей. В 2013-м их количество составляло 46,758 авто. Тогда как в 2015-2016 годах производство почти остановилось – 5,654 и 4,340 автомобилей соответственно. В 2017 году ситуация несколько улучшилась, но это выглядит слишком неубедительно – были произведены лишь 7,296 легковых автомобилей.

«Флагман» отечественного легкового автомобилестроения – корпорация «УкрАвто» – даже заявила об остановке в декабре 2017 года производства автомобилей модели Lanos на Запорожском автомобильном заводе. Конечно, в компании всю вину возложили на обедневших украинцев и «евробляхи». «Мы приостановили производство автомобилей модели Lanos. Причиной этого решения стала экономическая ситуация в стране и снижение спроса на авто. Также повлияла проблема ввоза дешевых подержанных авто в обход растаможки», – сообщили в пресс-службе компании.

Авто на еврономерах в Украине: в чем опасность и что нужно знать украинцамПо данным ГФС, по украинским дорогам ездят 246,4 тысячи автомобилей на евробляхах с просроченной регистрацией. В проблемах легализации и налогах разбирались эксперты.

Конечно, падение производства и продаж отечественных авто – печальные новости для государства. Однако не стоит забывать и о законах рынка. Стоимость нового автомобиля SENS sedan 2017 года выпуска в зависимости от комплектации составляет от 190 до 210 тысяч гривен. Это около 8 тысяч долларов. При этом в стандартной комплектации у авто нет ни кондиционера, ни центрального замка, не говоря уже о том, что даже в «полном фарше» авто в принципе не производится с автоматической коробкой передач. Интересно, почему украинцы предпочитают б/у авто, даже если речь не идет о противозаконных «евробляхах», которые в среднем стоят 3-4 тысячи евро с более высокими стандартами безопасности и комплектацией на любой вкус?

«Серые» схемы – не выход?

Правда, досадная ситуация с производством отечественных автомобилей не умаляет других угроз, перед которыми столкнулось все общество с популяризацией так называемых «серых» схем.

Количество автомобилей, завезенных для использования по таким схемам, сейчас даже трудно подсчитать. В Государственной фискальной службе сообщают, что по состоянию на 1 ноября 2017 года в Украине насчитывалось 236 тысяч автомобилей с иностранной регистрацией, нарушивших сроки транзита и временного ввоза. По разным оценкам, это количество может быть больше как минимум вдвое.

Чем опасны «евробляхи»? Во-первых, они нивелируют саму идею законных отношений растаможки и учета транспортных средств между гражданами и государствами. Если проще – масштабируют экономический хаос и обесценивают саму идею уплаты налогов в государстве.

Во-вторых, автомобили на иностранной регистрации создают серьезные проблемы на дорогах. И это не шутки, ведь количество ДТП в Украине и так зашкаливает, а отсутствие неотвратимости наказания для «евробляхеров» порождает вседозволенность в поведении водителей. Конечно, это не общее правило для всех, кто управляет авто на иностранной регистрации, однако тенденция именно такова.

Сколько иномарок на еврономерах ездит по Украине и чем они опасныКакие проблемы связаны с нелегальными иномарками и сколько их попало в страну в 2017-2018 годах, разбирались аналитики Слова и Дела.

Наконец, растет социальное напряжение между украинцами. Ведь как заставить граждан соблюдать ПДД и логику уплаты всех пошлин, налогов, акцизов, обязательных страховых платежей за свое авто, если можно приобрести авто за несколько тысяч евро и кататься без каких-либо существенных последствий для собственного кармана.

Конечно, в ГФС сообщают о росте количества штрафов и привлечения к ответственности водителей, которые решили схитрить и приобрести себе авто на иностранной регистрации. Впрочем, до сих пор универсального метода, как преодолеть движение «евробляхеров», государство совместно с гражданами не изобрело.

Что скажет государство?

Украинцы не растаможивают авто, потому что это дорого. Правда, государство уже пошло навстречу в 2016 году, снизив акцизы на ввоз подержанных авто из Европы не старше 2010 года производства. То есть речь идет об экологическом стандарте «Евро-5». Растаможивать по льготным условиям б/у авто украинцы могли до 31 декабря 2018 года и ввозить не более одного автомобиля в год. Иначе должны были доплатить полную стоимость растаможки.

Подобные условия не слишком облегчили жизнь украинцам. Ведь средняя стоимость подержанного авто из Европы в зависимости от класса и состояния колеблется в пределах 6-10 тысяч евро. И это без растаможки, за которую в среднем нужно выложить еще 2-3 тысячи евро.

К слову, льготный режим растаможки б/у авто народные депутаты продолжили в июне 2017 года. Но сделали это интересным образом: до 31 декабря 2019 года украинцы еще могут пригнать и растаможить авто стандарта «Евро-5», а уже с 1 января 2020 года завозить и производить внутри страны можно будет только автомобили экологического стандарта не ниже «Евро-6». То есть б/у авто снова подорожают.

Пока что движение «евробляхеров» только набирает силу. Граждане объединяются в общественные организации и устраивают пикетирование с применением своих транспортных средств. Конечно, когда на улицы столицы выезжают тысячи авто на иностранной регистрации и блокируют движение по городу, мгновенно противодействовать таким акциям трудно.

Южанина рассказала о еврономерах и ПДДГлава налогового комитета Рады Нина Южанина считает, что автомобили на еврономерах нарушают таможенные правила и безопасность.

Вопрос может быть решен на уровне Верховной Рады. Народными депутатами были подготовлены и внесены уже несколько законопроектов. Основной из них – №5567 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно урегулирования транзита и временного ввоза транспортных средств личного пользования)» в соавторах имеет 95 народных депутатов.

Что предлагается в документе? Во-первых, речь идет о «введении частичного освобождения от обложения таможенными платежами транспортных средств личного пользования и установления справедливой платы за их временный ввоз на таможенную территорию Украины гражданами-резидентами». Во-вторых, законодатели предлагают ужесточить административную ответственность за таможенные правонарушения и более жестко контролировать транзитные перемещения транспортных средств личного пользования.

Конечно, тема «евроблях» будут все чаще подыматься на фоне приближения избирательного сезона в Украине. И не исключено, что владельцам авто на иностранной регистрации таки пойдут навстречу. Впрочем, государство и все мы наконец должны избрать стратегию – либо развивать собственный автопром, либо заполнить украинские дороги дешевыми подержанными авто из Европы или США. Оба пути имеют как свои преимущества, так и недостатки. Однако нынешнее засилье «серых» схем и хаоса на дорогах – наиболее несовершенный и опасный путь из всех возможных.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: