21 ноября 2017 года украинцы отмечают четвертую годовщину Революции Достоинства. Четыре года назад в столице начались события, которые стали судьбоносными и изменили жизни сотни людей, потерявших своих родных в борьбе за свободу. Но насколько они изменили саму Украину?
«Слово и Дело» выяснило, сбылось ли то, за что стоял Майдан, какие уроки следует извлечь и готовы ли украинцы снова выходить на улицы?
Глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, подводя итоги четвертой годовщины Революции, отметил, что основные требования все же удалось выполнить.
Четыре года надежд
«Другое дело, что ожидания населения были шире и масштабнее. Они не всегда были формализованы. Если называть вещи своими именами, то большинство людей просто хотели быстрого улучшения жизни – увеличения зарплат, лучшего обеспечения, чтобы не было коррупции или была хотя бы в меньших проявлениях. Этого не произошло», – констатировал политолог.
На его взгляд, негативы, которые появились после Майдана, в частности экономические проблемы, связаны с войной с РФ.
«Одной из причин экономического кризиса 2014-2015 годов, который привел к существенному падению уровня жизни, девальвации гривны, инфляции, является война с РФ. Произошло резкое падение товоарооборота с Россией – почти в три раза, а это совпадает с падением уровня жизни в номинальных цифрах», – уточнил Фесенко.
По его словам, разочарование заключается в том, что вместо ожидаемого улучшения люди получили ухудшение.
«Это главная причина разочарования, которая, безусловно, повлияла на настроения людей», – подчеркнул он.
Улица как путь к переменам
«Оказалось, что реальные и серьезные изменения не происходят только в результате Майданов и свержения режима. Именно в этом заключается главный урок», – отметил политолог.
По его словам, именно поэтому сейчас население не поддерживает, к примеру, Саакашвили, призывающего к «третьему Майдану».
«Большинство людей не верят в то, что новый Майдан, смена власти, формат улицы приведут к улучшению ситуации. Наоборот, люди опасаются, что ситуация может ухудшиться, может возникнуть беспредел, а в условиях конфликта с РФ это может закончиться вообще потерей страны», – добавил Фесенко.
Он отметил, что, безусловно, гарантий того, что Майдан никогда не повторится, нет.
«Есть привычка возвращаться к таким практикам. У каждого украинского поколения свой Майдан, это уже стало теоретической формулой. Когда и как он может возникнуть? Открытый вопрос. Привычка есть, практика – тоже», – продолжил эксперт.
Политолог напомнил, что закономерность цепочек революций проявлялась в разных странах.
«Во Франции этот этап длился почти 100 лет, был целый ряд революций. Россия знает две революции. Никто не знает, что будет дальше с нами», – добавил Фесенко.
«Большинство людей просто опасаются негативных последствий. Кроме того, есть большое недоверие к политикам. Люди не хотят быть использованными, чтобы они сыграли решающую роль, а плодами воспользовались политики. Это сдерживает», – пояснил политолог.
Вызов на будущее
На его взгляд, важный урок для себя вынесли и политики. В частности, власть сейчас боится новых Майданов, и в этом есть позитив, ведь политики сейчас вынуждены считаться с этим, корректировать хоть как-то свои действия, делать различные поправки.
«Последствия есть, много положительных, есть негативы, но главный урок для всех в том, что не стоит надеяться, что сама по себе смена власти путем Майдана приведет к положительным последствиям. Главная проблема, вызов на будущее заключается в том, как научиться всем – обществу, политикам – конвертировать энергию Майданов в конструктивную деятельность по построению нового государства. Этого не хватает. Разрушать научились, а вот как строить новое?», – резюмировал Владимир Фесенко.
Хронология судьбоносных событий осени 2013 года и зимы 2014 года – в материале «Ключевые события Революции Достоинства. Ретроспектива».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»