Защитники Украины: как изменилась армия за последние три года

Читати українською
Денис Поповичжурналист

14 октября в нашей стране празднуется День защитника Украины. Этот праздник был учрежден три года назад, вместо 23 февраля, указом президента Петра Порошенко. «Слово и Дело» решило разобраться, что изменилось в нашей армии за эти три года.

Революция одежды

Изменения в экипировке наших солдат начались после того, как на службу в Минобороны осенью 2014 года поступил так называемый «волонтерский десант». Один из участников этого «десанта», помощник министра обороны Юрий Бирюков, у себя на Facebook подробно рассказывает, с чем пришлось столкнуться с самого начала.

Генералы-мошенники: что за преступные схемы раскрыты в МинобороныПавловскому есть что рассказать в суде, поэтому руководство Минобороны и государства попытается замять это дело, считает Максим Кречетов.

По его словам, зиму 2014-2015 годов помогли «вытащить» поставки теплой одежды из Канады. Еще через год теплая форма уже закупалась в Украине, но отдавалась исключительно под нужды 4 и 5 волн мобилизации. В 2016-2017 годах, после утверждения новых технических условий и преодоления сопротивления со стороны различных департаментов Минобороны, к декабрю 2016-го новая зимняя форма уже начала поступать в АТО.

И, наконец, в 2017 году, уже в сентябре, форма была закуплена и рассылалась в распоряжение воинских частей.

Правда, как стало известно «Слову и Делу», на передовой новую форму получат пока только те, кто недавно подписал контракт либо износил старый комплект, пользование которым рассчитано на три года.

Изменилась и «комплектация» формы. Сейчас военнослужащим на зиму выдают современные берцы с утепляющей мембраной Gore-Tex, трекинговые зимние носки, термобелье, флисовые рукавицы, шапки с флисовой подкладкой, куртки-утеплители и двухслойные зимние штаны.

Революция питания

К изменениям в системе питания также причастен «волонтерский десант». В сентябре 2015 года в Национальной академии Сухопутных войск им. Петра Сагайдачного во Львове и на Западной военно-морской базе в Одессе начался эксперимент по переводу военнослужащих на систему питания по типу «шведского стола». Такая система принята в армиях стран-членов НАТО. Люди могут выбирать из нескольких первых и вторых блюд, а также напитков и десертов, а не получают какой-то стандартный завтрак, обед или ужин.

Эксперимент продлился полгода и был признан удачным. Ранее питание солдат организовывалось по жестким требованиям постановления Кабмина №426 о нормах питания военнослужащих, который включал в себя до 90 различных наименований продуктов. Но среди них, не было, например, йогуртов или кофе – того, что привык употреблять в пищу современный человек. По итогам эксперимента был наработан перечень из 348 наименований продуктов, предоставляющий больше возможностей для приготовления качественной еды.

Эволюционировали и сухие пайки, которые выдаются бойцам на передовой. Если раньше они представляли собой один рацион, состоящий преимущественно из различных консервированных каш с мясом, то теперь рацион распределяется на все дни недели и в него могут входить даже супы.

Больше финансирования

После начала войны в 2014 году финансирование деятельности вооруженных сил росло с каждым годом. Жалование военнослужащих также увеличивалось, правда, один раз – и сразу в большом объеме. Это произошло в 2016 году, когда денежное содержание различных категорий военнослужащих было поднято в 2-3 раза.

Например, если в 2015 году обычный рядовой-стрелок вне зоны АТО получал 2,3 тыс. грн, то после 1 января 2016 года его жалование возросло до 7000 грн. Лейтенант в 2015 году получал 3,8 тыс., а в 2016-м – уже 9,5 тыс. Зарплата капитана возросла вдвое – с 5 до 11 тыс. грн, а полковника-командира бригады – более чем вдвое: с 6,5 до 16 тыс.

Кроме того, за участие в АТО бойцы могут получать солидное денежное вознаграждение. В целом, по состоянию на лето 2017 года рядовой боец на передовой может получать до 17 тыс. грн.

Больше боевого опыта

Самым главным достижением трех последних лет полковник запаса Юрий Повх считает появление в армии командиров с боевым опытом, способных брать инициативу на себя и принимать самостоятельные решения. По словам Повха, такая категория специалистов была невозможна в невоюющей «паркетной» армии, занимавшейся преимущественно распродажей имущества, доставшегося в наследство от СССР.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: