Три года на должности: как выполняет обещания министр обороны Степан Полторак

Читати українською

Ровно три года назад, 14 октября 2014 года, Украина получила нового министра обороны – бывшего главу Национальной гвардии Степана Полторака. Заслуженный работник образования Украины, профессор, кандидат педагогических наук, почетный гражданин Харькова и обладатель множества наград, в том числе ордена Богдана Хмельницкого III степени и медали «За боевые заслуги»... В общем, как для главы оборонного ведомства, у Полторака замечательный репутационный набор.

«Слово и Дело» изучает деятельность министра немного с другой стороны – с точки зрения того, как он выполняет свои обещания. В рейтинге ответственности членов Кабинета министров Украины Полторак занимает достаточно высокую, 4-ю позицию, ведь за все время на посту выполнил более половины обещаний – 29 из 57. Еще 11 обязательств чиновнику реализовать не удалось. Подробнее о том, какие наиболее важные обязательства дал за три года Полторак, и как с ними справился, смотрите в инфографике «Слова и Дела».

Начнем с невыполненных обязательств. В марте 2016-го министр пообещал, что до конца года все военкоматы будут реформированы и превращены в единые центры обслуживания военнослужащих. Однако чтобы министр обороны мог выполнить это обещание, соответствующее основание должна была подготовить Верховная Рада Украины. А именно – принять законопроект «О едином государственном реестре военнообязанных». И парламентарии сделали это 18 октября того же года – но только в первом чтении. 6 декабря депутаты отправили проект закона на повторное чтение. В конце концов, решение о создании Единого реестра военнообязанных, предусматривающее в том числе преобразование военкоматов в единые центры обслуживания военнослужащих, Рада приняла только 16 марта 2017 года. Получается, что провалил Полторак обещание не по своей вине, но тот факт, что он не учел особенностей законотворческого процесса, не освобождает от ответственности.

Второе важное невыполненное обещание – о разрыве контракта с поставщиком некачественной продукции ВСУ в судебном порядке. Это заявление он сделал после проверки питания воинской части 28 отдельной механизированной бригады ВСУ, в столовой которой министр во время незапланированного рейда обнаружил запасы некачественных, испорченных продуктов, которые, к тому же, хранились в антисанитарных условиях. Поставщиком несвежей пищи оказалось некое ООО «АРТЕК-СОЮЗ». Проверка состоялась 24 июля 2016 года. Когда же «Слово и Дело» в октябре того же года поинтересовалось, разорвало ли Минобороны контракт с поставщиком, в пресс-службе ведомства нам ответили, мол, есть договор, и данное предприятие будет поставлять питания ВСУ до конца 2016 года. Получается, что суда с поставщиком либо не было, либо же оборонное ведомство не смогло доказать вину предприятия. В любом случае обещание не выполнено.

Чего пока не дождались ВСУ от Полторака? Например, 1,5 тыс. тепловизоров, которые украинским солдатам должны были передать США. Во всяком случае, справиться с этим обещанием вовремя министру не удалось. Ее он дал 4 октября прошлого года, но по состоянию на февраль текущего года тепловизоры так и не поступили. Опять же, возможно, вины министра в этом и нет, но сам факт невыполнения обещания характеризует его не с лучшей стороны.

Важнейшим из обещаний, которые министр обороны выполнил, безусловно, является автоматическое присвоение статуса участника боевых действий украинским воинам, получившим ранения во время службы в зоне АТО без лишней бюрократической волокиты, ведь далеко не все ветераны в состоянии пройти через сбор всех необходимых справок и документов самостоятельно.

Кроме того, Полторак справился со своим прошлогодним обещанием изменить подходы к организации питания военных до конца 2016 года – в конце декабря правительство утвердило проект Минобороны, и с апреля 2017 начался плановый переход на новую систему питания в армии. Согласно реформе, список продуктов, из которых готовится пища для бойцов, расширился до более чем 350 позициям, что в десятки раз больше, чем до этого.

Меню для военнослужащих формируется начальниками продовольственных служб частей, продукты закупаются централизованно департаментом госзакупок Минобороны через ProZorro, а поступления и расходы продуктов постоянно фиксируются. Реформа уже коснулась Западной военно-морской базы ВМС, и до конца 2017 года на новую систему питания перейдет 20% всех военных частей Украины, а полностью завершить ее Минобороны планирует до конца 2019 года.

Также Полторак еще в 2016 году выполнил обещание создать в украинской армии собственную школу инструкторов для подготовки специалистов для дальнейшего обучения солдат: институт инструкторов начал работать в августе 2016 года.

К важнейшим обещаниям министра обороны, которые еще находятся в процессе выполнения, наши аналитики отнесли создание новой системы мобилизации и мобилизационной подготовки, перевод частей на новую систему питания и изменение Боевого устава Вооруженных сил с учетом стандартов НАТО.

Добавим также, что, согласно ежегодным декларациям Полторака, в 2015 году он заработал 266,5 тыс. грн заработной платы, в 2016-м – 539,5 тыс. грн. За 2017 года министр пока задекларировал 93,1 тыс. грн зарплаты. При этом семья чиновника владеет квартирой площадью 66,7 кв. м, жилым домом в 39,8 кв. м, земельным участком в 941 кв. м и авто Smart Micro 2002 года, а сам он – автомобилем Mazda 3 2015 года выпуска.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: