Информация об астрономических по украинским меркам зарплатах и других выплатах отдельным чиновникам, которые и без того (учитывая объемы собственности, отраженные в электронных декларациях, а также удивительные бизнес-успехи их родных и близких) являются людьми, мягко говоря, более чем состоятельными, вызвала в украинском обществе очередную волну горячих дискуссий относительно уровня справедливой оплаты труда указанных категорий лиц и критериев ее установления.
В принципе, неудивительно и даже закономерно, что в обществе, где минимальная зарплата – 3200 грн, минимальная пенсия – 1312 грн, средняя зарплата – 7360 грн, а прожиточный минимум для трудоспособных лиц – 1684 грн, чиновники, имеющие доходы с пятью, а то и с шестью нулями, вызывают если не откровенное раздражение, то во всяком случае резонный вопрос: а чем, собственно, вызвана такая щедрость государства в отношении отдельных лиц, в то время как оно не может достойно оплачивать профессиональную деятельность абсолютного большинства бюджетников, в частности, и военнослужащих, которые ежедневно рискуют жизнью, защищая это самое государство?
Обычно необходимость вознаграждения для чиновников обосновывается, во-первых, их невероятной профессиональной квалификацией; во-вторых, чрезвычайной сложностью задач, которые они решают, и, соответственно, огромной ответственностью; в-третьих, необходимостью уменьшить соблазн получать коррупционные доходы.
К сожалению, подобная аргументация не выдерживает проверки ни теорией, ни практикой.
Интересно, какую зарплату могли бы предложить ведущие юридические компании Украины человеку без юридического образования? А Луценко в должности генпрокурора после очередного повышения зарплат сможет получать 166 тыс. грн в месяц с учетом премии и материальной помощи.
Не менее интересно, как долго продержалась бы на работе в частном секторе Наталья Корчак, под чьим заботливым и высокопрофессиональным руководством НАПК решило сверхсложную задачу – за год работы проверило 244 декларации, из которых утвердило лишь 39? Впрочем, такая на самом деле «чрезвычайная» производительность работы не помешала руководству вознаграждать себя любимых пятизначными премиями.
Можно продолжать приводить аналогичные примеры, которых, к сожалению, немало.
Однако, честно говоря, когда речь идет о критериях измерения эффективности работы государственных служащих, вряд ли стоит безоговорочно использовать те же подходы, которые бытуют в сфере частного бизнеса. Хотя и там, даже в развитых странах, имеют место ничем не оправданные вознаграждения для топ-менеджмента, что заставило правительства отдельных государств даже прибегнуть к ограничениям объемов подобных вознаграждений в частном секторе. Впрочем, наши чиновники с «европейским образованием» и «опытом работы в ведущих ТНК мира» почему-то делают вид, что не знают об этом и продолжают напевать нам песни о необходимости предоставления специалистам конкурентной зарплаты.
Между прочим, с последним можно согласиться – зарплата высокопоставленных чиновников, собственно, как и других чиновников, должна быть конкурентной, то есть соразмерной с той, которую на рынке труда может получить специалист соответствующего профиля и квалификации.
В то же время, надо понимать, что в большинстве развитых стран доходы в частном секторе всегда выше, чем на государственной службе. Президент США зарабатывает меньше, чем президент даже среднего размера американской корпорации. И, как отмечает «эксперт по плутократии», Христя Фриланд, не стоит думать, что государство где или когда-либо сможет конкурировать с частным сектором за лучших специалистов. Имеется в виду, конкурировать путем предложения более высокой зарплаты.
Впрочем, привлекательность государственной службы во всем мире определяется не только зарплатой. К сожалению, в Украине привлекательность государственной службы определяется преимущественно возможностью участвовать во всевозможных коррупционных сделках. И не стоит думать, что высокая зарплата может стать действенным предохранителем от использования служебного положения для незаконного обогащения. Она может стать разве что фактором, который влияет на размер «вознаграждения». Хотя «вознаграждение» обычно предлагают не столько учитывая зарплату чиновника, сколько исходя из важности вопроса для того, кто предлагает. И, как в свое время справедливо отметила Хатия Деканоидзе, говоря о важности высокой зарплаты для полицейских, «организованная преступность всегда сможет заплатить больше».
В общем, пока соблазн получить незаконное вознаграждение будет сильнее страха наказания – побороть коррупцию только повышением зарплат не удастся.
И напоследок. К большому сожалению, обсуждая зарплаты высокопоставленных чиновников, мы теряем из виду жалкие зарплаты большинства украинских чиновников. А между тем, несправедливость в оплате труда власть имущих – пусть даже руководителей исполнительной службы или «Укравтодора» – становится еще более выразительной по сравнению с зарплатами рядовых работников этих структур.
Таким образом, учитывая вышесказанное, высокие зарплаты чиновников воспринимаются обществом не столько как справедливое вознаграждение за работу, сколько как становая привилегия для отдельной группы людей, что безусловно не может не вызывать недовольства на фоне тотального обнищания. Более того, большинство граждан Украины небезосновательно считают, что попасть в эту привилегированную группу можно далеко не благодаря своим профессиональным знаниям, умениям и навыкам, а исключительно благодаря рождению в правильной семье или безоговорочной лояльности к сильным мира сего.
А хуже всего то, что высокооплачиваемые «профессионалы» за время пребывания на должностях так и не смогли убедить общество ни в том, что они теперь живут исключительно на свою зарплату, ни в том, что они начали выполнять свои функции лучше.
Собственно, последнее и свидетельствует о том, что мы всем им существенно переплачиваем, иначе подобные вопросы просто бы не возникали.
Валентин Гладких, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»