Баржи и арбузы: динамика речных перевозок в Украине

Заявления премьер-министра Владимира Гройсмана о возрождении речных перевозок по Днепру после отправки баржи с арбузами из Херсона в Киев вызвали недавно ажиотаж в СМИ и соцсетях. «Слово и Дело» разобралось в истории отрасли и ее потенциале.

Прославленная баржа с арбузами, которая немного не доплыла до Киева и встала под разгрузку в Переяславе-Хмельницком, была не самой крупной представительницей своего племени – ее грузоподъемность составляет около тысячи тонн.

Максимальная грузоподъемность сухогрузных барж (арбуз парадоксальным образом является сухим грузом) составляет 4 тысячи тонн, но есть баржи, которые могут увезти и более 10 тысяч тонн, однако возят они наливные грузы.

Учитывая, что на перевозку такого же веса понадобится около двух сотен грузовиков или состав из 57 железнодорожных вагонов и невысокую стоимость такой перевозки, перспективы увеличить их объемы выглядят достаточно заманчиво.

В настоящее время на Днепре насчитывается 17 крупных грузовых портов и перегрузочных терминалов, причем все порты принадлежат акционерным обществам разного типа, а большая часть перегрузочных терминалов – частные и принадлежат ООО «Нибулон» и строились для перевозок сельскохозяйственной продукции. Еще четыре порта расположены на Дунае – в Измаиле, Килии, Рени и Усть-Дунайске.

Андрей ГордеевПредседатель Херсонской областной государственной администрации
Гордеев заявил, что в марте следующего года планирует сдать в эксплуатацию зерновой терминал в Голой ПристаниСказано 12 сентября 2016 г.Статус обещания: Не выполнено

Сейчас ситуация с перевозкой грузов речным транспортом в Украине выглядит довольно удручающе: по сравнению с концом 80-х и началом 90-х годов, когда ежегодно по крупнейшим рекам Украины (преимущественно по Днепру и Дунаю) перевозили почти 70 миллионов тонн груза. Пик падения перевозок на заре приватизации пришелся на 1996 год, когда речной флот стоял на причалах без дела, продавался в другие страны либо пилился на металл. Затем объемы начали медленно расти и к 2008 году достигли максимума с начала 21 века – 15,1 миллионов тонн за год.

Однако уже в следующем году из-за мирового финансового кризиса снова вернулись на прежний уровень, причем показатели стали даже хуже – 7 миллионов тонн.

Владимир ОмелянМинистр инфраструктуры Украины
Омелян намерен провести реформу Администрации морских портов УкраиныСказано 1 июня 2016 г.Статус обещания: В процессе

С тех пор ситуация лучше не стала: в 2016 году общий объем грузовых перевозок составил лишь 3,6 миллиона тонн – порядка 5% от объемов четвертьвековой давности.

В первом квартале текущего года по рекам Украины перевезли всего лишь 366 тысяч тонн, однако на первый квартал приходится зима, когда навигация по рекам затруднена или прекращается совсем.

Загрузка...