Баржи и арбузы: динамика речных перевозок в Украине

Заявления премьер-министра Владимира Гройсмана о возрождении речных перевозок по Днепру после отправки баржи с арбузами из Херсона в Киев вызвали недавно ажиотаж в СМИ и соцсетях. «Слово и Дело» разобралось в истории отрасли и ее потенциале.

Прославленная баржа с арбузами, которая немного не доплыла до Киева и встала под разгрузку в Переяславе-Хмельницком, была не самой крупной представительницей своего племени – ее грузоподъемность составляет около тысячи тонн.

Максимальная грузоподъемность сухогрузных барж (арбуз парадоксальным образом является сухим грузом) составляет 4 тысячи тонн, но есть баржи, которые могут увезти и более 10 тысяч тонн, однако возят они наливные грузы.

Учитывая, что на перевозку такого же веса понадобится около двух сотен грузовиков или состав из 57 железнодорожных вагонов и невысокую стоимость такой перевозки, перспективы увеличить их объемы выглядят достаточно заманчиво.

В настоящее время на Днепре насчитывается 17 крупных грузовых портов и перегрузочных терминалов, причем все порты принадлежат акционерным обществам разного типа, а большая часть перегрузочных терминалов – частные и принадлежат ООО «Нибулон» и строились для перевозок сельскохозяйственной продукции. Еще четыре порта расположены на Дунае – в Измаиле, Килии, Рени и Усть-Дунайске.

Андрей ГордеевПредседатель Херсонской областной государственной администрации
Гордеев заявил, что в марте следующего года планирует сдать в эксплуатацию зерновой терминал в Голой ПристаниСказано 12 сентября 2016 г.Статус обещания: Не выполнено

Сейчас ситуация с перевозкой грузов речным транспортом в Украине выглядит довольно удручающе: по сравнению с концом 80-х и началом 90-х годов, когда ежегодно по крупнейшим рекам Украины (преимущественно по Днепру и Дунаю) перевозили почти 70 миллионов тонн груза. Пик падения перевозок на заре приватизации пришелся на 1996 год, когда речной флот стоял на причалах без дела, продавался в другие страны либо пилился на металл. Затем объемы начали медленно расти и к 2008 году достигли максимума с начала 21 века – 15,1 миллионов тонн за год.

Однако уже в следующем году из-за мирового финансового кризиса снова вернулись на прежний уровень, причем показатели стали даже хуже – 7 миллионов тонн.

Владимир ОмелянМинистр инфраструктуры Украины
Омелян намерен провести реформу Администрации морских портов УкраиныСказано 1 июня 2016 г.Статус обещания: В процессе

С тех пор ситуация лучше не стала: в 2016 году общий объем грузовых перевозок составил лишь 3,6 миллиона тонн – порядка 5% от объемов четвертьвековой давности.

В первом квартале текущего года по рекам Украины перевезли всего лишь 366 тысяч тонн, однако на первый квартал приходится зима, когда навигация по рекам затруднена или прекращается совсем.


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...