Заявления премьер-министра Владимира Гройсмана о возрождении речных перевозок по Днепру после отправки баржи с арбузами из Херсона в Киев вызвали недавно ажиотаж в СМИ и соцсетях. «Слово и Дело» разобралось в истории отрасли и ее потенциале.
Прославленная баржа с арбузами, которая немного не доплыла до Киева и встала под разгрузку в Переяславе-Хмельницком, была не самой крупной представительницей своего племени – ее грузоподъемность составляет около тысячи тонн.
Максимальная грузоподъемность сухогрузных барж (арбуз парадоксальным образом является сухим грузом) составляет 4 тысячи тонн, но есть баржи, которые могут увезти и более 10 тысяч тонн, однако возят они наливные грузы.
Учитывая, что на перевозку такого же веса понадобится около двух сотен грузовиков или состав из 57 железнодорожных вагонов и невысокую стоимость такой перевозки, перспективы увеличить их объемы выглядят достаточно заманчиво.
В настоящее время на Днепре насчитывается 17 крупных грузовых портов и перегрузочных терминалов, причем все порты принадлежат акционерным обществам разного типа, а большая часть перегрузочных терминалов – частные и принадлежат ООО «Нибулон» и строились для перевозок сельскохозяйственной продукции. Еще четыре порта расположены на Дунае – в Измаиле, Килии, Рени и Усть-Дунайске.
Сейчас ситуация с перевозкой грузов речным транспортом в Украине выглядит довольно удручающе: по сравнению с концом 80-х и началом 90-х годов, когда ежегодно по крупнейшим рекам Украины (преимущественно по Днепру и Дунаю) перевозили почти 70 миллионов тонн груза. Пик падения перевозок на заре приватизации пришелся на 1996 год, когда речной флот стоял на причалах без дела, продавался в другие страны либо пилился на металл. Затем объемы начали медленно расти и к 2008 году достигли максимума с начала 21 века – 15,1 миллионов тонн за год.
Однако уже в следующем году из-за мирового финансового кризиса снова вернулись на прежний уровень, причем показатели стали даже хуже – 7 миллионов тонн.
С тех пор ситуация лучше не стала: в 2016 году общий объем грузовых перевозок составил лишь 3,6 миллиона тонн – порядка 5% от объемов четвертьвековой давности.
В первом квартале текущего года по рекам Украины перевезли всего лишь 366 тысяч тонн, однако на первый квартал приходится зима, когда навигация по рекам затруднена или прекращается совсем.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»